Думается, Огюст Дюпен, персонаж американца Эдгара Аллана По,
«еще молодой человек, потомок знатного, но обедневшего рода», по праву
считается предтечей великих детективов вроде Холмса и Пуаро, хотя сам
профессиональным сыщиком никогда не был. Загадки Дюпен разгадывает больше из
любопытства, выводы делает, основываясь на чтении газет, личных наблюдениях и
общении с полицией. Ум и широкий кругозор, который, к слову сказать,
увеличивается с каждым днем, благодаря поглощению книг, позволяют герою строить
нетипичные догадки и делать парадоксальные выводы.
Например, в рассказе «Убийство на улице Морг» Дюпен
угадывает мысли собеседника, исходя из темы разговора и мелькнувшей улыбки
оппонента, а тайну Мари Роже раскрывает еще и потому, что умело анализирует
газеты. Интересно и то, что в рассказах о Дюпене (их три, последний –
«Похищенное письмо») писатель не просто позволяет читателю наблюдать за
расследованием, но вовлекает его в свои интеллектуальные игры.
Кажется, ни один литературный персонаж не может похвастаться
таким фан-клубом, как Шерлок Холмс. Проходят десятилетия, а интерес к детективу
с Бейкер-стрит и его забавному помощнику Ватсону только растет.
Но далеко не все знают, что прототипом невероятного Холмса и
родоначальником дедуктивного метода (кстати, криминалистики тогда еще не
существовало) был реальный человек. По одной из версий, это учитель Конан Дойла
– хирург королевской лечебницы Эдинбурга Джозеф Белл. С детства Белл изучал
анатомию и химию, особенно интересовался влиянием ядов на организм человека.
Поэтому много времени проводил в домашней лаборатории.
Став врачом, восхищал не только своих студентов, но и
больных. Анализируя внешность и симптоматику поведения, мог поставить диагноз
еще до того, как пациент успевал пожаловаться на здоровье. К тому же Белл
никогда не отказывал в помощи беднякам. Нередко сотрудничал и с полицией.
Однако, когда книги о Холмсе стали популярными и доктору начали задавать
вопросы о том, не он ли вдохновил Дойла, тот скромно отвечал, что прообразом
гениального сыщика мог стать только его создатель.
Эркюль Пуаро (Эркюль – французское произношение имени
Геракл) – герой множества рассказов и романов Агаты Кристи, открыто называвший
себя великим человеком. Своей напыщенностью он бесил даже создательницу, но
Кристи, зная о читательской любви к этому толстенькому лысоватому человеку,
считала себя не вправе бросать истории про Пуаро. В итоге, если не принимать во
внимание 54 рассказа и пьесы, она написала о нем 33 романа.
Идеально закрученные усики, безупречные манеры, высокомерные
речи и блестящий ум сделали этого бельгийца-эмигранта по-настоящему популярным.
Согласно своему методу, Пуаро сначала выяснял обстоятельства преступления, с
помощью дедукции восстанавливал цепь событий и выстраивал единую картину. Но
главное, что помогало ему ловить самых хитроумных злоумышленников, – понимание
логики преступника.
А вот комиссар Мегрэ, лицо детективной серии бельгийского
писателя Жоржа Сименона, очень похож на обычного человека и в отличие от
коллег-детективов себя особо не выпячивает. Не любит, когда его называют по
имени, поэтому даже мадам Мегрэ зовет мужа по фамилии. Ведя расследование,
полицейский пытается вжиться в образ преступника.
Он постоянно общается с подозреваемыми, полностью погружаясь
в среду их обитания. Не всегда комиссар (и в этом он тоже близок к реальным
людям) стремится наказать преступника. Например, в «Гневе Мегрэ» он позволяет
событиям развиваться естественным образом, а в «Человеке, повесившемся в
церкви» готов отпустить виновного. Впрочем, есть и странные моменты: возраст
Мегрэ от романа к роману почти не меняется, зато эволюционируют его философские
взгляды.
С божьей помощью раскрывает преступления отец Браун –
католический священник, придуманный Гилбертом Китом Честертоном. Ум и
христианское смирение помогают патеру ставить себя на место самых изворотливых
преступников и понимать их замыслы. Как и Мегрэ, он не всегда стремится к
наказанию виновных, ведь исходит из других побуждений. Проповедь и исповедь –
истинное орудие отца Брауна, возвращающее отступников в лоно добродетели. Так,
в частности, произошло и с преступником (а после – помощником патера) сыщиком
Фламбо.
Впрочем, у отца Брауна, как и у Шерлока, был прототип.
Священник, а потом и духовник Честертона Джон О’Коннор в свое время поразил
писателя мудростью, знанием человеческой натуры и пониманием природы зла. К
тому же О’Коннор сыграл серьезную роль в духовном становлении писателя, а в
1937 году даже написал книгу об их дружбе – «Отец Браун о Честертоне».
Конечно, в финале этой небольшой заметки можно было бы
написать о мисс Марпл, бодрой старушке из еще одной детективной серии Агаты
Кристи, про Эжена Видока, реального преступника и сыщика пушкинских времен,
ставшего автором захватывающих мемуаров, про странного Ниро Вульфа,
придуманного американцем Рексом Стаутом, и много о ком еще.
Но все же обратить внимание я хочу на другой лагерь. С тех
пор как французский писатель Морис Леблан сочинил своего Арсена Люпена, вышло
немало экранизаций, комиксов и продолжений, повествующих о жизни этого
романтического «джентльмена-грабителя». В Этрете вор-авантюрист обзавелся
собственным музеем. Что не удивительно. Ведь кроме лихости (красть Люпен может
даже сидя в тюрьме) и прекрасного чувства юмора (нередко грабитель уведомляет
опасающихся аристократов о том, что рад бы похитить их драгоценные картины, но
не интересуется подделками), этому персонажу присуще невероятное обаяние.
Он ненавидит убийства, обожает хорошеньких женщин и
частенько (в своих интересах) помогает полиции. Люпен наделен природным
артистизмом и для дела может прикинуться как бродягой, так и рафинированным
миллионером. Не все его задумки безупречны, однако неудачи лишь еще больше
приближают Люпена к читателям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий