ВАСИЛИЙ ТЯПИНСКИЙ

Василий Тяпинский
гуманист и еретик
Тяпино

Василий Тяпинский (1530-1600) — гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник и переводчик ВКЛ.
Родился в семье шляхтича господарского полоцкого повета (Тяпино, Чашникский район), «кровнородственной» роду Слушка, герба "Остоя".
Участвовал в Инфлянтской войне c Московским царством, служил у подканцлера Остафия Воловича, который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в Великом Княжестве Литовском.
По своим взглядам Тяпинский был близок к Сымону Будному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах. Воевал, путешествовал, сблизился с радикально настроенными протестантами — социниами (антитринитариями).
[ Антитринитарии - приверженцы унитарианской системы верований в христианстве, не принимающие догмат о Троице. Антитринитарная идеология была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году. ]
Тяпинский отстаивал позицию, заключающуюся в том, что владеть имениями и землей, а также участвовать в справедливых войнах против нашествий и угрозы тирании — это не грех и не противоречит Библии, как считали крайне левые антитринитарии.
С возмущением он писал о необразованности и ренегатстве православного духовенства, которое отказывалось от родного языка, считая его слишком грубым для храма, в то время как само плохо владело принятым в богослужении церковнославянским.
Главным делом жизни Василя Тяпинского стало просвещение народа.
Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеревался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным.
"Евангелие" Василя Тяпинского напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Скорины.
http://www.raruss.ru/slavonic/slav5/3910-white-russia-slavonics.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий