ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ

Литературная викторина
По страницам любимых книг”
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памятник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем.
А вы ребята, внимательно читаете книги? Хорошо помните названия прочитанных книг? А героев произведения? Даже знаете автора книги? Давайте проверим ваши знания. Вы готовы?

I КОНКУРС «Сказка ложь, да в ней намёк»
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''? (Змей Горыныч)
3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме. (Золушка)
4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. (Дж. Родари “Приключения Чиполлино)
5. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
6. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
7. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
8. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”? (Имён не имели)
9. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (“Алёнушка и братец Иванушка”)
10. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?(Кот в сапогах)
11. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк)
12. Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке” (Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.)
13. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф)
14. Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
15. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума? (Поп)
16. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город. (Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка)
17. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
18. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?(Курочка Ряба)
19. В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?(“Тараканище”)
20. Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
21. У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты? (Винни Пух)
22. Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время? (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина)
23. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?(Бастинда)
24. Какого учителя математики прославила маленькая девочка? (Кэрролл “Алиса в стране чудес)
II КОНКУРС. “В стране стихосложения” (каждая команда получает 3 стихотворения)
В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Задание № 3
Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно.
Да как крикнет улетая:
“Вот что значит запятая!

3 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.
4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
V. «СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ»
Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора.
VI конкурс «Посмотри и ответь»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
М.Пришвин «Кладовая солнца»
И.С.Тургенев «Муму»
П.Ершов «Конёк-Горбунок»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
А.С.Пушкин «Дубровский»
Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Г.Х.Андерсен «Дикие Лебеди»
4 конкурс «ВОПРОС - ОТВЕТ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
Для капитанов
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
*************
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.
• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
• ЕГО ноги кормят. (волк)

• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
• Чует ОНА, чьё мясо съела.
• Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

• И ОНА помнит, кто её кормит.
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

• ОНА семерых волков проведёт.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает. (лиса)

• Из большого осла не получится ОН.
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

• И считанную ЕЁ волк съедает.
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

• Не мечите бисер перед НИМИ.
• ОНА грязи всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
• Ласточка день начинает, а ОН кончает.
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

• Не учи ЕЁ плавать.
• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...
1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он – поэт, она – поэтика. (Нет, она – поэтесса. А поэтика – это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)
ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)
« Неразлучные друзья»
Каждой команде называется имя героя, необходимо объявить его пару.
Герда – Кай; Пьеро – Мальвина; Руслан – Людмила; Том Сойер – Гекльберри Финн;
Робинзон- Пятница; Малыш – Карлсон; Винни - Пух – Пятачок;
Чебурашка – крокодил Гена; Шерлок Холмс – Доктор Ватсон.
« О каком герое идёт речь?»
1. Герой устроил дела своего хозяина так, как никакому волшебнику не удавалось. И невесту хорошую нашёл, и дом - настоящий дворец. А ещё он съел людоеда.
( Кот в сапогах)
2. Он вывернул волка наизнанку, вытянул себя из болота за косичку парика, летел на ядре, побывал на Луне, застрелил бешеную шубу.
( Барон Мюнхгаузен)
3. « Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть, лучше погибнуть от их ударов…»
( Гадкий утёнок)
4. А этот сказочный герой даже и не знал, как его зовут.
( Чебурашка)
5. « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице»
( Золушка)
6. Его имя на человечьем языке означает « лягушонок». Но он смелый, отважный. Он стал властелином всего населения джунглей.
( Маугли)
Капитанам нужно вспомнить сказочную формулу и продолжить её.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Сим – сим – открой дверь
Молочные реки – кисельные берега
Поди туда - не зная куда
Баба- Яга – костяная нога
Сивка – бурка – вещая каурка
« Имена»
Необходимо вспомнить имена следующих героев:
Трёх медведей ( Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Трёх мушкетёров ( Артос, Портос, Арамис)
Трёх поросят ( Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)
Трёх толстяков (имен нет)
Трёх девиц, что пряли под окном (имён нет)
Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»
Участники:
Ведущая, класс игроков.
Предварительная подготовка.
Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов — для первого и второго туров.
Примечание.
Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.
Ведущая.
Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек — то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.
Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).
·         Муха (цокотуха, горюха),
·         курочка (ряба),
·         лисичка (сестричка),
·         конек (горбунок),
·         сивка (бурка),
·         Иванушка (братец, дурачок),
·         дядя (Федор, Степа),
·         крокодил (Гена),
·         доктор (Айболит),
·         акула (каракула),
·         попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
·         собака (Авва),
·         свинка (Хрю-хрю),
·         обезьяна (Чи-чи),
·         разбойник (Бармалей (Соловей),
·         Карабас (Барабас),
·         царь (Салтан, Горох, Дадон),
·         Али (Баба),
·         Илья (Муромец),
·         Винни (Пух),
·         Кристофер (Робин),
·         Железный (Дровосек),
·         питон (Каа),
·         тигр (Шерхан),
·         пантера (Багира),
·         Кощей (Бессмертный).
Ведущая.
А теперь - второе задание.
Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи — животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.
·         Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
·         Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
·         Буратино (деревянный человечек),
·         Мойдодыр (умывальник),
·         Страшила (соломенное чучело),
·         гадкий утенок (лебедь),
·         Малыш (мальчик),
·         Гена (крокодил),
·         маркиз Карабас
·         (сын мельника),
·         Суок (девочка),
·         Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
·         Ослиная Шкура (принцесса),
·         Матроскин (кот).
Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек — не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой — человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек — кивните головой, ели нет — хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:
·         Авва (не человек),
·         Пятачок (не человек),
·         царь Дадон (человек),
·         мама девочки Элли (человек),
·         Сивка-Бурка (не человек),
·         Мышиный король (не человек),
·         синьор Помидор (не человек),
·         гимнаст Тибул (человек),
·         Али-Баба (человек),
·         Оле-Лукойле (не человек),
·         Илья муромец (человек),
·         Багира (не человек),
·         крошка Ру (не человек),
·         пудель Артемон (не человек),
·         Маугли (человек).
Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.
Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».
Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.
Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:
·         Карлсон (на крыше),
·         Винни-Пух (на Пуховой опушке),
·         дядя Федор (в деревне Простоквашино),
·         Незнайка (в Цветочном городе),
·         Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
·         Маугли (в джунглях),
·         волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
·         Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
·         девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
·         Тянитолкай (в Африке),
·         Маленький Принц (на звезде),
·         Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).
Второй этап — «Начало книжки».
Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.
·         «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
·         «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
·         «За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
·         «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
·         «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
·         «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
·         «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
·         «Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
·         «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
·         «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
·         «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
·         «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
·         «Однажды мы гуляли во дворе — Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
·         «Жил-был поп
Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
·         «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
·         «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
·         «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
·         «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались — человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
·         «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
·         «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.—X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).
Третий этап - «Кошечки и собачки».
В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.
·         «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
·         «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
·         «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
·         Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
·         «Доктор Айболит» (Собака Авва).
·         Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
·         «Белолобый» (Собака Белолобый).
·         «Кот в сапогах» (Кот).
Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.
Литературная игра – викторина «Знаете ли вы сказки?»
Цель:
·         Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;
Задачи:
·         учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
·         развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
·         обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
·         помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
·         расширять словарный запас учащихся;
·         создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
1. Организация класса. Вступительное слово учителя.
2. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
3. Представление жюри.
4. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
5. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
6. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
7. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
8. Четвертый конкурс – «Бюро находок».
9. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
10. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
11. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.
Литературная игра – викторина
«Знаете ли вы сказки?»
Цель:
·         Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;
Задачи:
·         учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
·         развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
·         обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
·         помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
·         расширять словарный запас учащихся;
·         создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ожидаемый результат.
1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению  друг к другу.
3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.
Оборудование, оформление:
·         Лист критериев оценки;
·         карточки - задания  с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
·         «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
·         аудиозаписи с песенками из сказок;
·         мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
·         сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
·         «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
·         лепестки для игры «Ромашка»;
·         иллюстрации сказок; сказочные герои;
·         красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
·         таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
·         кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
·         сказочный замок.
Критерии оценки.
1 конкурс – «Сказочное лото»
5 баллов – все задания выполнены правильно;
4 балла – 1 задание выполнено неправильно;
3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.
Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.
2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».
5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.
3 конкурс – пантомима «Без слов».
1 балл – за артистичность;
1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.
4 конкурс – «Бюро находок».
5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.
5 конкурс – игра «Ромашка».
1 балл – каждый правильный ответ.
6 конкурс «Сказочные пазлы»
5 баллов – правильно собранный сюжет.
Подведение итогов.
Команда «Чебурашки»_______________________баллов.
Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.
Высказывания знаменитых людей.
Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я  не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
К.Д. Ушинский
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Все, что создано умом,
Все к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском
В сказках бережно хранится.
Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Э. Асадов.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,
И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.
Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.      
                                                                                            Френсис Бэкон.
Ход внеклассного мероприятия:
1.    Организация класса. Вступительное слово учителя.
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.
2.    Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»
Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, гости дорогие.
Я – бабушка – Загадушка.
Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.
3. Конкурс-разминка:»Исправьте меня»:
Василиса   Преглупая
Елена  Некрасивая
Крошечка- Горошечка
Сестрица  Гулёнушка
Баба Бяка
Кощей Бесстрашный
Царевна- жаба
Жар- муха
Царевна- индюшка
По собачьему велению
Сивка- будка
Иван-царевич и зеленый волк
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Мальчик  с кулачок
У страха уши велики
Лапша  из топора
А вы, детоньки, знаете сказки?
Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?
            А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».
Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.
Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.
4. Представление жюри.
- А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.
- Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.
- Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.
Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.
-Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.
5. Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сейчас начнется наша игра,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда вы встрече рады –
Ваши любимые сказочные герои.
В сказочный мир вместе с ними войдем
И за собою других позовем.
6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».
Задание – дополни имя сказочного героя.
Сивка – (Бурка)
Кощей (Бессмертный)
Мальчик – (с – пальчик)
Красная (Шапочка)
Снежная (Королева)
Карабас (Барабас)
Винни – (Пух)
Муха – (Цокотуха)
Сестрица (Аленушка)
Василиса (Премудрая)
Доктор (Айболит)
Лиса (Алиса)
Конек (Горбунок)
Змей (Горыныч)
Крошечка (Хаврошечка)
Кот (в сапогах)
Спящая (Красавица)
Карлик (Нос)
Крокодил (Гена)
Курочка (Ряба)
Братец (Иванушка)
Елена (Прекрасная)
Баба (Яга)
Кот (Базилио)
7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.
 Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше лепестка.
В ореховой скорлупке девочка жила.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку. (Дюймовочка)
Летела стрела и попала в болото.
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-Лягушка)
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
К батюшке и матушке мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку. (Гуси-лебеди)
Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи (Три поросенка)
С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.
А в лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)
А это, что за сказка?
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка , что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас? (Красная Шапочка)
Задание с подвохом
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…(Дуремар)
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко
Звали песика… (Шарик)
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… (Иван-Царевич)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…(Карлсон)
Все идут к нему лечиться,
И собака и волчица,
Зайцы, лисы и ужи,
Крокодилы и ежи.
Он любого исцелит,
Бармалея победит.
Добрый доктор (Айболит)
На лестной опушке
Сидит она в избушке
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная.. (Баба Яга)
Человек немолодой
И с недлинной бородой.
Он – отъявленный злодей –
Одноглазый (Бармалей)
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный,
Кто же это?.. (Буратино)
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка- праздник
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок (Вини – Пух)
В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И «пыхтелки» как поэт,
Сочиняет иногда.
И на мед имеет нюх,
Он зовется (Вини-Пух).
Пусть Королева снега
Неприступна и горда,
Но дружба все равно сильнее
И Кая освободила от холода и льда
Его подружка (Герда)
Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок
Удивительный конек
По прозванью (Горбунок)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк!
Его имя…(Крокодил Гена)
Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это…(Карабас)
8. Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Песня даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».
Задание  кто быстрее угадает сказочную мелодию.
Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).
10. Физминутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра.
Сказка даст нам отдохнуть?
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».
- Почему самый трудный?
- Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.
Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.
Комар.
В этой книжке -  именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Кот.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Молоком питается.
Буратино.
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
Покажите нам этого мальчишку.
Спящая красавица.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
12. Вот шелестят сказок страницы…
И кто-то в двери к нам стучится…
Четвертый конкурс – «Бюро находок».
Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.
Зеркальце
«Свет мой, зеркальце, скажи..»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
Перчатки
С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».
Мыло
К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».
Лимон
Луковица
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Горошина
Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Туфелька Золушки
Шарль Перро «Золушка».
Бабочка кота Леопольда
Лопнувший шарик ослика ИА
Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».
Аленький цветочек
С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».
Зонтик
Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».
Телефон
К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».
Чемоданчик с красным крестом
К. Чуковский «Доктор Айболит».
13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»
Вот это ромашка – не просто цветок.
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нем прочитаешь заданье
А ну-ка, проверь свои знанья.
(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):
·         Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
·         Ем кормила лиса журавля?
·         Спой песенку кота Леопольда.
·         Из чего фея сделала карету Золушке?
·         Как звали корову кота Матроскина?
·         Спой песенку крокодила Гены.
·         Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
·         ный мёд»?
·         В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
·         « Каникулы в Простоквашино».
·         Где находится смерть Кощея Бессмертного?
·         Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
·         Почему Буратино не утонул в пруду?
·         Кого спасла Дюймовочка?
·         Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
·         Какими словами начинаются русские сказки?
·         Назовите любимое выражение Карлсона ?
·         Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
·         Как позвать Сивку-Бурку?»
·         Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
·         Какого цвета были волосы у Мальвины?
·         Что потеряла Золушка после бала?
·         В чем летает Баба Яга?
·         Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
·         Спой песенку Винни-Пуха.
14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.
Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.
Ах, как дружно мы играли,
И нисколько не устали.
Добрая сказка, спасибо!
Ты научила нас любить,
Ты научила нас всех дружить,
Ты научила нас игре,
Ты научила нас всех доброте!
А может и детки нам что-нибудь скажут?
15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Анализ работы.
1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
5. Расширили свой словарный запас.
6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.
При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:
·         «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
·         «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
·         «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
·         Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
·         Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы











Комментариев нет:

Отправить комментарий