ШЕДЕВРЫ БЕЛОРУССКОГО КИНО

Кино
«Беларусьфильм» – 90 лет на ваших экранах 
Белорусскому кинематографу без малого 90 лет. История национального кино берет начало от черно-белого немого фильма «Лесная быль», который сняли в 1926 году в Ленинграде, так как в то время производственная база «Белгоскино» отсутствовала. В столицу Беларуси киностудия переехала в 1939 году. Еще через 9 лет она получила нынешнее название – «Беларусьфильм».
Сегодня национальная киностудия – одна из ведущих кинофабрик в Восточной Европе с полным циклом производства, способная в год выпускать до 15 игровых, 40 хроникально-документальных и 10 анимационных фильмов. Услугами «Беларусьфильма» пользуются и кинопроизводители других стран, в частности России.
На базе киностудии действует один из самых популярных и любимых театров Беларуси – театр-студия киноактера, который за 32 года деятельности из экспериментальной площадки сумел стать репертуарным театром, одним из самых востребованных у столичной публики.  
Золотой фонд белорусского кино 
Расцвет белорусского кинематографа пришелся на 1950–60-е годы. В то время были созданы картины, которые до сих пор с удовольствием пересматривают зрители на всем постсоветском пространстве: «Константин Заслонов», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Город мастеров» и др.
Фильмы, снятые по сценариям белорусских писателей, всегда пользовались большим успехом у киноманов. «Люди на болоте», «Дыхание грозы» по дилогии И. Мележа, «Знак беды» и «Альпийская баллада» по повестям В. Быкова, «Дикая охота короля Стаха» по роману В. Короткевича, «Иди и смотри» по повести А. Адамовича – эти картины входят в золотой фонд белорусского кино.
 Мастерство отечественных кинематографистов в разное время высоко оценивалось на международных кинофестивалях. Первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха» (режиссер В. Рубинчик) был отмечен сразу на нескольких кинофорумах: 
·         Гран-при на I МКФ детективных и таинственных фильмов «Мистфест» в Католике (Италия, 1980), специальный приз жюри фильму;
·         приз «за лучшую женскую роль второго плана» В.Шендриковой на Х МКФ фильмов ужасов и научной фантастики в Париже (Франция, 1980);
·         специальный приз жюри на IV МКФ в Монреале (Канада, 1980), диплом на XIX МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия, 1981);
·         диплом фильму на МКФ «Фильмэкс» в Лос-Анджелесе (США, 1981);
·         Гран-при на МКФ мистических и научно-фантастических фильмов в Брюсселе (Бельгия, 1983).
 Художественный фильм «Люди на болоте» (режиссер В. Туров), снятый по одноименному роману Ивана Мележа, среди прочих призов имеет и приз жюри актерскому ансамблю фильма на XXIII МКФ в Карловых Варах (ЧССР, 1982). Социальная драма о наркоманах «Под небом голубым» (реж. В. Дудин) в 1990 году на 47-м Международном кинофестивале в Венеции (Италия) собрал сразу несколько почетных наград: призы от киноклубов Италии, итальянских критиков и приз зрительских симпатий. А военная драма классика отечественного кино режиссера Виктора Турова «Через кладбище» в 1994 году решением ЮНЕСКО была внесена в список 100 лучших фильмов мира.
За последние годы наградами различных кинофестивалей были награждены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость». В этом году фильм «В тумане» (С. Лозницы), который критики окрестили как «экзистенциальная драма на партизанском материале», получил приз международной федерации кинокритики FIPRESCI на 65-м Международном кинофестивале в Каннах (Франция).
Также на Каннском кинофестивале в 2012 году белорусы впервые представили национальный павильон, где демонстрировались достижения и наработки отечественной кинематографии. За десять дней работы были проведены переговоры с кинематографистами более чем из 30 стран мира. Специалисты установили контакты с продюсерами, режиссерами, дистрибьюторами из Польши, США, Литвы, Украины, Великобритании, Италии, Армении, Франции, России, Эстонии, Турции, Китая, Бельгии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании, Германии, Чехии и других государств, чтобы наладить совместное производство документального и игрового кино, полнометражного анимационного 3D-фильма, а также рассмотреть возможность участия белорусских картин в международных кинофестивалях. Некоторые иностранные коллеги изъявили желание приобрести белорусские картины для демонстрации на территории своих стран. 
Инвестиции в кинематограф 
Если раньше производством фильмов занимались две государственные организации – «Беларусьфильм» и «Белвидеоцентр», то сейчас стоит задача привлечь в сферу частные инвестиции. С 1 января 2012 года в соответствии с Указом Президента любая киностудия, независимо от формы собственности, зарегистрированная на территории Беларуси, имеет право обратиться за господдержкой.
Нововведение направлено на повышение художественного уровня белорусских фильмов за счет создания экономической и творческой конкуренции. 
Беларусь кинофестивальная 
Крупнейший кинофорум страны с почти 20-летней историей – Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». Его особенность в том, что в программе значатся только лучшие художественные, документальные и анимационные фильмы – картины-призеры международных кинофестивалей из стран СНГ, Балтии, Восточной и Центральной Европы. А благодаря различным мероприятиям (круглым столам, мастер-классам, обсуждениям и дискуссиям), белорусские кинолюбители имеют уникальную возможность общаться с именитыми гостями. XIX по счету кинофестиваль «Лiстапад» пройшел в столице Беларуси со 2 по 9 ноября 2012 года.
Церемония открытия Минского МКФ "ЛIСТАПАД"-2012
Кроме того, в Могилеве ежегодно проходит международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаёвка», в Минске – фестиваль цифрового искусства Terra Nova (программа которого включает художественную выставку, а также видеопросмотры и концерты электронной музыки) и фестиваль Cinema Perpetuum Mobile (международный фестиваль-кинокооперация независимых фильммейкеров и их групп).
В этом году запланирован первый белорусский форум альтернативного малобюджетного кино «КиноVarka», который обещает стать важным событием в жизни кинолюбителей. Форум касается всех аспектов современной жизни и связанного с ним искусства: игровое, документальное, клиповое кино. Участвовать может каждый, будь то профессионал или любитель. Церемония награждения победителей состоялась в декабре 2012 года.
Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat ежегодно проводится в городе Глубокое Витебской области.
Лучшие фильмы, снятые в Беларуси
Белые росы
Сюжет: ветеран труда и трех войн, уважаемый человек в деревне Белые росы Федор Ходас уже давно овдовел и имеет трех взрослых сыновей. Старший чрезмерно расчетлив, младший чересчур весел. Средний уехал на Курилы и каков он теперь отцу неведомо. Но за всех у старика душа болит, особенно за младшего балагура.Этот фильм сняли в 1983 году в Гродно, снимала киностудия «Беларусьфильм». Фильм был очень популярным в Советском Союзе, его до сих пор периодически показывают по телевизору.
Выше неба
Фильм сняли при поддержке ООН в рамках реализации гранта глобального фонда по борьбе с ВИЧ, туберкулезом и малярией. Фильм затрагивает тему, которую в странах СНГ не любят поднимать. «Выше неба» запретили транслировать на ТВ в Беларуси. Рекомендую к просмотру, не пожалеете.
Сюжет: главный герой — молодой белорус Никита Мицкевич. Ему около 20 лет, живет и учится в Минске. Он музыкант, композитор, играет в модной минской группе… Но тут происходит событие, которое переворачивает всю его жизнь.
Приключения Буратино
Детский фильм по сказке Алексея Толстого "Приключения Буратино" сняли его в 1975 году. Я думаю многие из вас выросли на этом фильме. В Беларуси его часто крутили по ТВ.
Сюжет: на дурака не нужен нож: ему немного подпоешь — и делай с ним, что хошь! Деревянный человечек, которого Папа Карло выстругал из полена, получился веселым, дерзким, шумным и доверчивым. Лиса Алиса и Кот Базилио завели его в Страну Дураков, но мудрая Черепаха Тортила помогла Буратино найти Золотой Ключик, потому что он был ужасно обаятельным.
Брестская крепость
Фильм был положительно принят критиками. Создатели заявили, якобы «Историческая достоверность — ключевая позиция фильма». В качестве консультанта выступил один из последних оставшихся в живых защитников Брестской крепости П. Бондарев. Сценарий фильма проходил согласование у сотрудников мемориала «Брестская крепость-герой», а также ветеранских организаций Беларуси. Беларусь снимала вместе с Россией.
Сюжет: фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Иди и смотри
Фильм вышел в прокат в 1985 году. Главный герой - белорусский мальчик Флёра, который за несколько дней превращается в седого старика. «Иди и смотри» получал многочисленные награды на кинофестивалях. Фильм очень тяжелый и шокирующий, в нём показана вся тяжесть войну без прикрас.
Сюжет: Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные детские черты и превратила их в старческие морщины.
В августе 44-го
Ещё один хороший фильм о войне, за который не стыдно. Фильм снимали по одноименному роману Владимира Богомолова, но несмотря на успех «В августе 44-го» у зрителей. Владимир Богомолов снял своё имя из титров. Писатель-фронтовик объяснил это тем, что Пташук снял совсем не то, что было написано в романе. Беларусь снимала вместе с Россией.
Сюжет: лето 1944. До Великой Победы остается еще около года. Белоруссия уже освобождена, однако с ее территории регулярно выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам очень важную информацию о советских войсках. На поиски шпионов, в район регулярных выходов в эфир запеленгованной рации, был послан отряд разведчиков, во главе с офицером СМЕРШа.
Ещё хотелось бы упомянуть такие фильмы как: Кортик, Бронзовая птица, Непокидай, Сказка о Звездном мальчике, Питер Пэн, Про красную шапочку, Государственная граница, Люди на болоте, Дикая охота короля Стаха, Потоп и На безымянной высоте. 
Топ-5 шедевров белорусского кино
Киностудию «Беларусьфильм» нередко называют «партизанфильмом», поскольку ассоциируется она именно с военными историями. Однако сегодня мы представим топ-5 фильмов, которые сняты на этой киностудии, и составляют достойную конкуренцию куда более продвинутым лентам. В художественном смысле, увы, за отсутствием раскрутки, лишь художественном. Ведь широкой публике многие из них даже неизвестны.
§  1. «Дикая охота короля Стаха» режиссёра Валерия Рубинчика
Этот фильм, основой для сценарного решения которого была одноименная повесть настоящего гения белорусской литературы Владимира Короткевича, оказался одним из самых удачных проектов отечественных кинорежиссёров. Однако удача в данном случае рассматривается во всех смыслах, включая возможность демонстрации картины как в СССР (фильм снят в 1979 году), так и за «железным занавесом». Для поколения «рождённых после СССР» следует пояснить: чтобы получить такую возможность, режиссёру (и фильму) следовало иметь колоссальный объём удачи.
Фильм, первый советский мистический триллер, как его называет Википедия, раскрыл для массового зрителя всё богатство белорусских легенд, покоривших итальянских, канадских, бельгийских, американских и французских кинокритиков.
Призы стольких международных фестивалей были неожиданностью для советского кинопроката и, как следствие, плохой рекомендацией для советских прокатчиков. В результате отечественных зритель этот фильм практически не увидел – прокат был ограничен, дабы минимизировать возможные «буржуазные» влияния.
§  2. «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова
Фильм был снят в 1985 году, и только ощутимые социальные перемены позволили ему выйти на экраны. Героический пафос войны, которым, без сомнения, грешили практические все режиссёры, работающие на «Беларусьфильме», уступил место совершенно иному прочтению войны как трагедии всего народа и каждого конкретного человека. Причём трагедии не просто физического уничтожения, но и трагедии нравственной, превращающей человека, считающего себя цивилизованным, в монстра, жестокость которого не имеет ни границ, ни объяснений.
Литературной основой сценария стала книга Алеся Адамовича, предвестника и учителя первого белорусского лауреата Нобелевской премии – Светланы Алексиевич. Истории настоящих свидетелей трагедии, а не парадные портреты зачастую фейковых героев оказались в центре внимания, и этот фокус позволил увидеть даже не просто трагедию, но ад.
Фильм получил призы XIV Московского, XIX Всесоюзного кинофестивалей, а также международных фестивалей в Португалии и Венеции. Кроме того, авторы стали лауреатами Госпремии СССР за этот фильм, а зрители признали его лучшей лентой проката 1986 года.
§  3. «Кастусь Калиновский» режиссёра Владимира Гардина
Уникальность этого фильма – во-первых, во времени создания (1928 год), во-вторых, – в самой тематике. Руководитель антироссийского восстания 1863 года, романтик и продолжатель идеи восстановления Великого Княжества Литовского, просто априори не мог стать героем фильма во времена Советского Союза. Или мог? В действительности, фильм стал своего рода последним признаком жизни национально-демократического движения 1920-х годов.
Немое кино отличается исключительной выразительностью, хотя сюжет значительно романтизирован по сравнению с реальными событиями XIX века. Правда, наградами фильм так и не обзавёлся. Разве что таковыми можно считать репрессии, которым подверглись практически все, кто работал над картиной.
§  4. «Люди на болоте» режиссёра Виктора Турова
Этот фильм стал своего рода эротическим манифестом советских людей. Крестьянско-коллективизационный сюжетный фон в действительности, не более чем формальная декорация. Сегодня трудно себе представить, но фильм представлялся в категории 16+, и в кинотеатры на показы этого фильма детей не пропускали. И это при том, что собственно обнажённой натуры на экране представлено не было. Критики отмечали, что именно отсутствие откровенных сцен усилило эффект интимности.
Более четырёх миллионов человек, увидевших этот фильм, оценили его весьма позитивно. Что касается наград, то этот фильм был признан лучшим фильмом 1982 года на Всесоюзном кинофестивале в эстонском Таллинне, и, судя по отзывам итальянских критиков, имел все шансы на Венецианском фестивале, однако за границы СССР картину не выпустили. Наверное, чтобы не создавать «ложный образ советского человека».
§  5. «Через кладбище» режиссёра Виктора Турова
Дипломная лента молодого режиссёра на первый взгляд – всё о той же войне. Однако в действительности фильм о куда более глубоких рассуждениях о личности человека, добре и зле, убийстве и непротивлении. Сама по себе тема позволила фильму выйти в прокат (хотя советскими критиками лента была воспринята достаточно холодно), и лишь спустя полвека (фильм снят в 1964 году) был включён в топ-100, составленный ЮНЕСКО, как одна из лучших лент о Второй мировой войне.
Все эти фильмы отличаются исключительной художественностью и нередко получили высокую оценку профессионального сообщества. Может быть, и зрителям имеет смысл присмотреться к нашему кинонаследию?
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий