РЕКОМЕНДАЦИИ ЧИТАТЕЛЯМ



 Библиотечные правила
КАК ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ КНИГУ

НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу. Рабочий палец – большой. Для удобства его кладут по центру страницы или там, где напечатан ее номер. Подушечка большого пальца поддерживает легонько лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отведены назад, и лист сам ложится другой стороной – новая страница открыта.
Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку.
ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО,
БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ.

Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их – они по одному переворачиваются. Просматривая книгу сначала, действуй правой рукой, с конца – левой.

ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, герой книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня» долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира трех Волшебников? В ночь перед турниром «… Гарри с мыслью, что еще немного, и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации. Вот они:
Правило №1- читатель должен хорошо понимать, что ему нужно, О ЧЕМ он будет читать.
Ясно и четко определи предмет, тему чтения, содержание необходимой информации.
Правило №2 – читатель должен хорошо представлять, что он ждет от книги, как использует полученную информацию.
Обдумай, зачем будешь читать, и мысленно сформулируй цель чтения.
Правило №3 – читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
Продумай ход поиска информации и определи его наилучший источник.
Правило № 1: кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это «вода», долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он «принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха». Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависила его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 3 он тоже не справился. Он не сумел верно, определить источник поиска, пришлось использовать все – фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгим!
Как видишь поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что:
·         При поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться на собственные силы
·         Поиск надо вести последовательно и по правилам
·         Все три правила одинаково важны и каждое надо выполнять
·         Чем больше тренируешься, тем лучше получается
НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ – БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН В ТВОЕМ УСПЕХЕ!
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажей с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее показал.
Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секретом поиска? Если бы у него спросили об этом, он ответил бы просто: «Я только знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье».
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого, недоставало первому читателю – тот был готов к поискам только наполовину.
ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА – это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, как собираешься ее использовать.
Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты готов к поиску. Теперь ты знаешь, что тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ,
КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАТЬ!
ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ – ДЕВИЗ ИСТИННОГО КНИГОЛЮБА
ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО – ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:
·         Берет сухими и чистыми руками
·         Раскрывает, не повредив корешка
·         Перелистывает, легко прикасаясь к страницам, обертывает книгу бумагой или надевает на них обложки
·         Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками, фразы, которые хочет обдумать, записывает на листочках
·         Размышляет о прочитанном, делится со своими друзьями или записывает свои мысли в дневник
·         Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
·         Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
·         Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
·         Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
·         Закончив чтение, кладет книгу на место
·         Книги хранит на книжных полках или в шкафах
·         Книги переносит в чистых портфелях или пакетах
КАЖДЫЙ, КТО ТАК, ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ! КНИГОЛЮБ – ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГ
Он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь, несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться.
Присмотрись, и ты уведешь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих.
ДЕВИЗ ИСТИННОГО КНИГОЛЮБА - ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
КНИГИ!
БИБЛИОТЕЧНАЯ КНИГА И ТВОИ ДРУЗЬЯ
Читатель взял в библиотеке книгу, и она ему очень понравилась. Он подумал: «Обязательно расскажу о ней всем друзьям!» «Я ведь и сам люблю слушать рассказы о книгах, - размышлял он. – Да, слушать о книгах интересно, только самому читать лучше». И он решил дать книгу друзьям почитать.
Но только он собрался отдать ее, как вспомнил, что она библиотечная, а не его собственная. Однако он тут же догадался, что приятелям можно объяснить, как следует обращаться с библиотечными книгами. На памяти пришли знакомые правила, одно из которых гласит: библиотечные книги никому нельзя отдавать.
Не зная как поступить, читатель сначала немного растерялся. «Получается, мои друзья никогда не прочтут этой книги только потому, что она библиотечная?!» - это показалось ему несправедливым. Но он считал, что из любого положения можно найти выход, надо только хорошо подумать.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗНАКОМСТВО С КНИГОЙ ДОСТАВИЛО ТЕБЕ ТАК МНОГО РАДОСТИ, ЧТО ЕЮ ХОЧЕТСЯ ПОДЕЛИТСЯ БУКВАЛЬНО С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, А ОТДАТЬ КНИГУ НЕЛЬЗЯ НИКОМУ?
Наш читатель долго ломал голову над вопросом «Как быть?» Он быстро сообразил, что сделает, и привел друзей в библиотеку. Записавшись в нее, они смогли взять и желанную книгу, и сколько угодно других на свой вкус.
Теперь друзьям было о чем рассказать друг другу!
ЧИТАЮЩИЙ ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ, САМ СТАНЕТ ИНТЕРЕСНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ КНИГУ
В библиотеке собирается тысячи книг. Прочесть все невозможно! Но ты сможешь читать
- Именно те, которые тебе по душе
- Как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями
- Только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы
- Наверняка те, в которых есть иллюстрации, которые доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора
ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ ПРАВИЛЬНО.
Как же правильно? Вот как:
Прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
Например, очень часто людям хочется с помощью книг:
·         Поднять себе настроение
·         Разобраться в сложной ситуации
·         Оценить уровень своих знаний
·         Понять другого человека
·         Сопоставить точки зрения
·         Отлично выполнить задание
Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.
БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА – ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!
КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ
Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.
УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ И ВЫБИРАТЬ!
Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»
Ты сформулировал для себя ответ? Значит ты готов ко второму шагу. Тетерь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ЕЕ ПОБЫСТРЕЕ.
Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к ней – это значит: ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА И ВЫБОРА.
ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЕМ!
ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ
В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке.
Для быстрого поиска данных о книгах карточки расставляют по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг – КАТАЛОГ.
Карточки с описаниями книг можно рассмотреть по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.Если знать алфавит, легко узнать, книги каких авторов есть в библиотеке.
Карточки с описанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров – получится система. Так организован СИСТЕМНЫЙ КАТАЛОГ. Читатель знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книгу по теме.
Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящик, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним определяет необходимые книги.
КАТАЛОГИ – ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ.
В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ.
КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЯ.
Дорогие юные читатели!
У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически бесконечным.
И эта книжная жизнь зависит от вас, от вашего бережного отношения к ней.
От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас долго – долго.
Что надо знать, чтобы книга улыбалась.
·         С книгой надо обращаться аккуратно.
·         Книга не любит читателей с грязными руками.
·         Нельзя читать во время еды.
·         В книге нельзя рисовать, раскрашивать иллюстрации, ставить пометки.
·         Переворачивать страничку нужно за верхний уголок.
·         Нельзя загибать в книге страницы, надо пользоваться закладкой.
·         Книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. 
Это происходит, если её кладут раскрытой переплётом вверх и если вместо закладки оставляют в ней линейки, карандаши и прочие толстые предметы.
·         Если на улице дождь или снег, а книгу надо отнести в библиотеку, необходимо её завернуть и положить в непромокаемый пакет.
·         У книг дома должно быть своё постоянное место, чистое, сухое, подальше от маленьких детей, собак и кошек.
·         Библиотечные книги - особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.
В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке!
Рекомендации по работе с книгой
·         В тексте всегда есть элементы, нахождение и использование которых позволяет извлечь требуемую информацию наиболее быстро. Например, при чтении учебника в первую очередь отыскивается наиболее важная информация данной главы, параграфа, а она часто следует после слов: в итоге, в результате, выводы и т.д.
·         Попробуйте в процессе чтения мысленно заглянуть вперед, представить себе, о чем будет идти речь, к какому выводу придет автор, как далее будет строиться изложение и т.д. например, если описывается одна сторона явления, то, очевидно, далее будет описана и другая и т.д. Это позволяет предварительно подготовиться к последующей информации.
·         Хорошим упражнением по развитию навыков «предвидения» является остановка чтения в момент, когда, по вашему мнению, заканчивается какая-то часть текста. Попытайтесь предугадать содержание следующей части.
·         До начала чтения текста важно собрать о нем как можно больше информации, чтобы точнее представить, что можно получить из данного текста и как лучше работать с ним. Это помогут сделать название, автор, издательство, аннотация, оглавление, предисловие и заключение. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением позволяет сберечь время и труд.
·         Перед углубленным чтением любого текста (статьи, книги, конспекта, лекции перед экзаменом) сначала бегло просмотрите его целиком. При этом постарайтесь выявить основные стержневые идеи, наиболее крупные части и логику их изложения. Лишь после такого просмотра переходите к более детальному чтению.
·         Перед чтением статьи или параграфа учебника попробуйте проделать следующее: прочитайте внимательно первый абзац, потом бегло просмотрите первые или последние фразы следующих абзацев (в них обычно содержится основная информация), обратите внимание на курсивы, разрядки, подзаголовочный текста и, наконец, внимательно прочтите один-два последних абзаца; постарайтесь выявить основное направление текста и его построение.
·         Прочитав в тексте интересную идею, полезно остановить свое внимание на ней, прислушаться к тем мыслям, которые она у вас вызвала, подумать о тех последствиях, которые из нее вытекают, попытаться развивать ее дальше.
·         Существенно замедляют чтение регрессии – частые возвратные движения глаз, многократное повторное прочитывание материала. Возвратиться к уже прочитанному, но недостаточно хорошо понятому участку лучше всего, когда прочитан законченный смысловой фрагмент текста и сделана хотя бы попытка его осмысления, а не в процессе чтения предложения.
·         Любой текст не однороден по своей информационной насыщенности. В некоторых предложениях, абзацах сконцентрировано очень много информации, например, формулируются основные положения, ведущие идеи и т.д., а другие служат лишь иллюстрацией, фоном. Таким образом, текст имеет «смысловой рельеф». Чем точнее читатель умеет определить степень важности каждого отрезка теста и приспособить к «смысловому барьеру» способ своего чтения (то есть замедлить и углубить в более важных местах и ускорять в менее важных), тем продуктивнее чтение. Постарайтесь гибко варьировать способ работы с текстом в соответствии с его «смысловым барьером».
·         Чтобы чтение было эффективным, попробуйте по прочитанному всегда отвечать на 6 вопросов: «Кто делает? Что делает? Когда? Почему? Где? Как?»



Комментариев нет:

Отправить комментарий