ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ



Ганс Христиан Андерсен, «Снежная королева».
https://cdn1.imgbb.ru/community/180/1806939/201512/05e4ae52d30318d874a9a1718eb4002e.jpg
В мире есть волшебники. Во всяком случае, были. Один из них – Ганс Христиан Андерсен, датский писатель-сказочник. Гений фантазии, конструктор волшебных миров. Одна из наиболее известных его сказок – «Снежная королева», история о любви, побеждающей зло в лице Снежной королевы, стремящейся заморозить человеческие сердца, а мир оставить без лета, превратив его в царство льда.
Это самая автобиографичная книга знаменитого датского сказочника. Когда-то маленький Ганс Христиан дружил со своей соседкой – белокурой Лисбетой, которую он называл сестричкой. Возможно, она и стала прообразом Герды, спасающей Кая из ледяного плена Снежной королевы. Сказка удивительно кинематографична, наполнена действием и всевозможными приключениями. Недаром создано много экранизаций сказки, а все мы помним и любим замечательный советский мультфильм с одноименным названием.
Милая и трогательная сказка на все времена. Здесь тролли летают над планетой; цветут розы в крошечном саду; дети нагретыми на печи медными монетами растаивают морозные узоры на окнах; мчатся скандинавские олени, и весь мир кружится в зимнем волшебном вихре… Но самое главное – все герои помогают Герде спасти Кая.

Самуил Маршак, «Двенадцать месяцев».

https://cdn.book24.ru/v2/ASE000000000725187/COVER/cover3d1__w220.jpgЭту сказку мы любим с детства. Самуил Яковлевич написал ее в 1943 году, когда много работал для фронтовой печати. Маршак вспоминал: «двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве. Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…»
Вот начало сказки: «Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?
И далее происходят удивительные события. Суровой зимней порой злая мачеха посылает бедную девочку в лес за подснежниками, которые и в марте-то только-только появляются. Но с помощью добрых двенадцати месяцев, быстро сменивших друг друга, девочке дарят мартовские подснежники. Но приключения на этом не заканчиваются – на то она и сказка, созданная мудрым Маршаком. А девочка выросла и жила счастливо: «У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят!» - говорили люди».
Сказка Маршака знаменита на весь мир. Сам Уолт Дисней просил у Маршака разрешения на ее мультэкранизацию. Но сказку экранизировали и без Диснея. Множество интересных киноверсий.

http://www.playcast.ru/uploads/2017/10/31/23783328.jpgЭрнст Гофман, «Щелкунчик и Мышиный король».

Пожалуй, самая популярная рождественская сказка. С восхитительной волшебной музыкальной атмосферой. Что и почувствовал великий Чайковский, создав одноименный балет, идущий на сценах лучших мировых театров. И, перечитывая сказку великого немецкого писателя, слышишь музыку русского Рождества. Поистине сказка не знает границ.
Как и всегда в сказочных мирах, здесь сталкиваются силы добра и зла, разворачивается блистательный сюжет, действуют уникальные по своей фантастичности и одновременно реальности герои, происходят невероятные события…
Невесть откуда в богатом мирном доме появляются целые полчища противных мышей под предводительством Мышиного короля о семи головах. Ожившими куклами командует отважный Щелкунчик. Куклы, ожившие добрые детские куклы и игрушки против мышиного войска. Деревянный Щелкунчик, заколдованный злыми чарами, превращается в прекрасного принца. Все как положено. Гофман нас никогда не подводит.

Павел Бажов, «Серебряное копытце».

http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1005223438.jpgБажова называют уральским сказателем, хранителем народных традиций. Вот и в сказке «Серебряное копытце» предстает зимняя уральская природа, а волшебный козленок как топнет копытцем, так появляются драгоценные камни, коими славен край великолепных мастеров и несметных горных кладовых. Но сказка не о камнях, а о любви, терпении и трудолюбии. Девочка с чудесным именем Даренка (дар, дарить, подарок) мечтает о встрече с волшебным козленочком. Однажды она и случается. И драгоценные камни появляются. И дедушка Кокованя. Воспитывающий Даренку, успевает набрать их полшапки. От большого Даренка старика отговорила, хотелось ей еще назавтра полюбоваться драгоценными камнями. А наутро выпал снег, прикрывший камни. Сколько их ни искали – не нашли. Но все заканчивается счастливо.
Сказка «Серебряное копытце», как и другие произведения Павла Бажова, пронизана особым уральским духом уважения к труду и жизни простых людей, любви, милосердия и терпения.

Джанни Родари, «Планета новогодних ёлок».
http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1010781407.jpg
Самый веселый детский писатель, сделавший свои итальянские сказки понятными и близкими для детей и взрослых из  разных стран, включая Россию. Достаточно вспомнить Чиполлино, Голубую стрелу… А еще Родари умел учить детей фантазировать, написав для этого специальную книгу «Грамматика фантазии». Сказки и фантастические истории рождаются после «инструкций» Родари как пирожки.
А сам он однажды придумал «Планету новогодних ёлок», где всегда царит новогодний праздник, сверкают праздничные шары и гирлянды, светящиеся в окнах каждого дома. «Бульвар вывел их на широкую площадь, окруженную огромными новогодними елками, и Марко увидел красивый дворец, на фронтоне которого сверкали большие буквы: «Ломай что угодно!». На дверях красовалась надпись: «Вход свободный в любое время дня и ночи». Полет фантазии Родари неистощим: магазины на планете без витрин – бери что хочешь, а обеденное меню включает, например, «суп из фаршированных кирпичей».
Детский мир, где все наоборот по сравнению с миром взрослых. «А теперь запрещать нечего, потому что люди давно уже не делают ничего плохого или недозволенного. И все потому, что ничего не запрещается».
Великолепное новогоднее чтение. Лучше вместе с детьми.

Беларуская лiтаратура
Спіс літаратуры для чытання ў 5 класе:
Казкі. “Разумная дачка”, “Залаты птах”, “Музыка”, беларуская народная казка. “Як Сцёпка з панам гаварыў”,. “Залатаяяблынька”, руская народная казка. “Воўк і сабака”.
М. Танк. “Ля вогнішч начлежных”.
Я. Колас. “Крыніца”.
У. Караткевіч. “Нямоглы бацька”.
Г. Марчук. “Чужое багацце”.
П. Сіняўскі. “Зачараваная гаспадарка”.
А. Гарун. “Датрымаў характар”.
М. Лынькоў. “Васількі”.
А. Кудравец. “Цітаўкі”.
Г. Далідовіч. “Страта”.
М. Лужанін. “Добры хлопец Дзік”.
У. Караткевіч. “Былі ў мяне мядзведзі”.
В. Адамчык. “Сонечны зайчык”, “Маці”.
Х.К. Андэрсен. “Казкі”.
Я. Брыль. “Цюцік”.
А. Грачанікаў. “Казка пра Івана-ганчара і пачвару-цара”.
У. Дубоўка. “Як сінячок да сонцалётаў”.
М. Зарэмба. “Паддаўкі”, “Арэхавы Спас”.
М. Лупсянкоў. “Дняпроўская чайка”.
М. Лынькоў. “Міколка-паравоз”.
А. Федарэнка. “Шчарбаты талер”.
А. Якімовіч. “Рыжык”, “Залатая дзіда”.

Спіс літаратуры для чытання ў 6 класе:
У. Караткевіч. “Лебядзіны скіт”.
Я. Баршчэўскі. “Вужыная карона”.
Я. Колас. “Жывая вада”.
Фальклорныя легенды “Дамавік ездзіць на конях”, “Палешукі і палевікі”, “Цар Ірад”.
А. Васілевіч. “Сябры”.
К. Чорны. “Насцечка”.
І. Мележ. “Здарэнне”.
У. Бутрамееў. “Славутая дачка Полацкай зямлі”.
С. Тарасаў. “ЕўфрасінняПолацкая”.
В. Адамчык. “Салодкія яблыкі”.
І. Пташнікаў. “Алені”.
А. Жук. “Стары бабёр”(урывак з аповесці “Паляванне на Апошняга жураўля”)
Р. Баравікова. “Гальштучнік” (урывак з “Аповесці чатырох падарожжаў”)
Д. Шулцэ. “Роберцік”.
В. Вольскі. “Падарожжа па краіне продкаў”.
В. Карамазаў. “Падранак”.
Я. Маўр. “У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні”.
І. Навуменка. “Вайна каля Цітавай копанкі”.
Зборнік. “Ніколі не забудзем”.
І. Сяркоў. “Мы з Санькам у тыле ворага”.
І. Пташнікаў. “Арчыбал”.
А. Савіцкі. “Радасці і нягоды залацістага карасіка Бубліка”.
А. Якімовіч. “Эльдарада просіць дапамогі”.
Спіс літаратуры для чытання ў 7 класе:
Я. Купала. “Курган”.
М. Багдановіч. “Музыка”.
А. Вярцінскі. “Рэквіем па кожным чацвёртым”.
Я. Колас. “Дзядзька-кухар” (урывак з паэмы “Новая зямля”).
З. Бядуля. “На Каляды к сыну”.
Я. Брыль. “ Сірочы хлеб”.
І. Навуменка. “Жуль Верн”.
М. Лупсянкоў. “Мэры Кэт”.
І. Навуменка. “ Настаўнік чарчэння”.
Я. Маўр. “Палескія рабінзоны”.
У. Караткевіч. “Зямля пад белымі крыламі”.
Л. Дайнека. “Меч князя Вячкі”.
Я. Пархута. “Апошні гусляр”.
В. Адамчык. “Урок арыфметыкі”.
В. Быкаў. “Альпійская балада”.
А. Васілевіч. “Пачакай, затрымайся”.
В. Гардзей. “Шалапут на гаспадарцы”.
У. Караткевіч. “Кніганошы”, “Сівая легенда”.
А. Наварыч. “ Антонік”.
І. Навуменка. “Новая хата”, “Дзяцінства”, “Пераломны ўзрост”.
В. Хомчанка. “Звон падзямлёй”.
У. Аляхновіч. “Перша екаханне”.
Спіс літаратуры для чытання ў 8 класе:
В. Карамазаў. “Дзяльба кабанчыка”.
А. Дудараў. “Вечар”, “Кім”.
У. Караткевіч. “Паром на бурнай рацэ”.
Г. Далідовіч. “Страта”.
В. Быкаў. “Жураўліны крык”, “Страта”.
Я. Купала. “Магіла льва”.
Я. Купала. “Паўлінка”.
Г. Марчук. “Новыя прыгоды Несцеркі”.
У. Бутрамееў. “Новыя прыгоды Несцеркі”.
А. Бадак. “Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца”.
В. Адамчык. “Дзікі голуб”.
А. Дудураў. “ Святая птушка”.
С. Кавалёў. “Драўляны рыцар”.
В. Карамазаў. “Прыліпала”.
У. Краўчанка. “Тайна аднойвыспы”.
В. Казько. “Суд у Слабадзе”.
П. Місько. “Грот Афаліны”.
В. Быкаў. “На ўсходзе сонца”, “Дажыць да світання”.

Спіс літаратуры для чытання ў 9 класе:
Легенды і міфы Старажытнай Грэцыі і Рыма.
“Слова прапаход Ігаравы”.
Л. Дайнека. “След ваўкалака”.
М. Гусоўскі. Паэма “Песня пра зубра”.
У. Караткевіч. “ Подзвіг Скарыны”.
“Энеіда навыварат”.
А. Міцкевіч. “Гражына”.
Я. Баршчэўскі. “Шляхціц Завальня”, “Белая сарока”, “Плачка”, “Сын буры” (са зборніка “Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях”)
К. Вераніцын. “Тарас на Парнасе”.
В. Дунін-Марцінкевіч. “Пінская шляхта”, “Ідылія”.
Ф. Багушэвіч. “Кепска будзе”.
Ш. Ядвігін “Дуб - дзядуля”, “Бярозка”.
Я. Купала. Паэма. “Бандароўна”, драма. “Раскіданае гняздо”.
Я. Колас. “Новая зямля”, трылогія “На ростанях” (частка першая.“У палескай глушы”).
У. Арлоў. “Дзень, каліўпаластрала”.
Т. Бондар. “Рагнеда”.
В. Іпатава. “Прадслава”.
А. Куляшоў. “Хамуціус”.
А. Лойка. “Францыск Скарына, абоСонца Маладзіковае”, “Як агонь, як вада”.
А. Наўроцкі. “Валун”.
А. Наварыч. “Літоўскі воўк”.
М. Арочка. “Судны дзень Скарыны”
Спіс літаратуры для чытання ў 10 класе:
М. Гарэцкі. “Роднае карэнне”, “Літоўскі хутарок”.
З. Бядуля. “Плач пралескаў”, “Нібырупны араты”, “Бондар”.
К. Крапіва. Камедыя. “Хто смяецца апошнім”.
А. Мрый. “Запіскі Самсона Самасуя”.
М. Зараэцкі. “Кветка пажоўклая”, “Ворагі”.
К. Чорны. “Пошукі будучыні” , “Трэцяе пакаленне”.
М. Танк. “Люцыян Таполя”.
А. Кулакоўскі. “Нявестка”.
Я. Брыль. “Галя”, “Mementomori”, “Муштук і папка”.
І. Мележ. “ Людзі на балоце”.
У.Караткевіч. “Дзікае паляванне караля Стаха”, “Каласы пад сярпом тваім”, “Лад дзя роспач”.
А. Макаёнак. “Зацюканы апостал”, “Пагарэльцы”.
С. Грахоўскі. “Зона маўчання”.
Л. Дайнека. “Жалезныя жалуды”.
А. Жук. “Паляванне на Апошняга жураўля”.
В. Казько. “Суд у Слабадзе”, “Хроніка дзетдомаўскага саду”.
І. Навуменка. “Сасна пры дарозе”.
Б. Сачанка. “Апошнія і першыя”.
І. Пташнікаў. “Найдорф”.
Спіс літаратуры для чытання ў 11 класе:
І. Шамякін. “Непаўторная вясна”, “Гандлярка і паэт”, “Сэрца на далоні”.
В. Быкаў. “Сотнікаў”, “Знак бяды”, “Пакахай мяне, салдацік”.
М. Стральцоў. “Сена на асфальце”, “На чацвёртым годдзе  вайны”, “Двое ў лесе”.
Н. Гілевіч. “Родныя дзеці”.
І. Чыгрынаў. “Дзівак з Ганчарнай вуліцы”, “У ціхім тумане”, “Ішоў на вайну чалавек”.
І. Навуменка. “Сямнаццатай вясной”, “Хлопцы самай вялікай вайны”.
Г. Бёль. “Дом без гаспадара”.
Г. Марчук. “Канон Богу”, “Канон Базару”, “Канон Маці”, “Канон Гарыні”.
А. Дудураў. “ Князь Вітаўт”, “Чорная панна Нясвіжа”, “Радавыя”.
А. Жук. “Праклятая любоў”.
А. Казлоў. “Незламаная свечка”.
І. Шамякін. “Злая зорка”, “Ахвяры”.
Г. Далідовіч. “Заходнікі”.
І. Пташнікаў. “Тартак”.
В. Быкаў. “У тумане”.
В. Карамазаў. “Бярозавыя венікі”.
Р. Баравікова. “Барбара Радзівіл”.
М. Матукоўскі. “Мудрамер”.
А. Петрашкевіч. “Прарок для Айчыны”.
У. Бутрамееў. “Страсці па Аўдзею”.
С. Кавалёў. “Драўляны Рыцар”.
А. Федарэнка. “Багатык ватарант”.
А. Дзялендзік. “Гаспадар”.


Русская литература
Список литературы для чтения в 5 классе:
Русские народные сказки.
Сказки А.С.Пушкина.
Х.К.Андерсен. Сказки.
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».
Н.А.Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».
В.и Л. Успенские. «Мифы Древней Греции».
П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка».
П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок».
Ю.К. Олеша.«Три толстяка».
К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб» и др.
О.Уайльд. «Мальчик-звезда».
В.Г.Короленко. «Дети подземелья».
А.Н.Толстой. «Детство Никиты».
А.П.Чехов. «Мальчики».
В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».
В.И. Белов. «Скворцы».
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла», «День Чика».
А.П.Гайдар. «Тимур и его команда».
А.И.Куприн. «Белый пудель».
М.Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».
И.С.Тургенев. «Муму».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».
В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий», «Сын полка».
А.Н.Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица».
А.П.Платонов «Путешествие воробья».
К.В. Булычёв. «Миллион приключений» (часть 1 – «Новые подвиги Геракла»), «Девочка с Земли».
Список литературы для чтения в 6 классе:
 Былины.
И.С.Тургенев. Записки охотника» (рассказ «Бежин луг»).
А.П.Чехов «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий».
А.И.Куприн. «Тапёр».
В.Г.Распутин. «Уроки французского».
Ю.П.Казаков. «Никишкины тайны».
М.М.Зощенко. «Водная феерия», «Кочерга» и другие рассказы.
А.С.Пушкин. «Дубровский», «Повести Белкина».
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
Л.Н.Толстой. «Детство».
М.Горький. «Детство».
В.О.Богомолов. «Иван».
В.П.Беляев. «Старая крепость».
В.К. Железников. «Чучело».
Л.А. Кассиль. «Улица младшего сына».
Б.Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
М.Твен. «Принц и нищий».
Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто».
Дж. Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех».
Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта».
А. Конан-Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе».
М.Рид. «Всадник без головы».
Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».
Ф.Купер. «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой».
Список литературы для чтения в 7 классе:
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
А.Мицкевич. «Гражина».
Л.Н.Толстой. «После бала», «Отрочество».
А.Н.Островский. «Снегурочка».
М.Горький. «В людях».
А.С.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь».
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
К.Г.Паустовский. «Телеграмма».
А.П.Платонов «Неизвестный цветок».
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
В.Л. Киселёв. «Девочка и птицелёт».
Ч.А. Айтматов. «Ранние журавли».
Н.В.Думбадзе. «Я вижу солнце».
В.А.Каверин. «Два капитана».
В.Ф.Тендряков. «Весенние перевёртыши».
Дж. Лондон. «Зов предков».
Дж. Олдридж. «Последний дюйм».
А.Н. и Б.Н.Стругацкие. «Стажёры».
К. В. Булычёв. «Посёлок».
А.Н.Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина».
И.А.Ефремов. «На краю Ойкумены».
Список литературы для чтения в 8 классе:
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Н.В.Гоголь. Сборник «Миргород» («Нос», «Портрет», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
И.С.Тургенев. Сборник рассказов «Вешние воды», «Ася».
А.П.Чехов. «Переполох», «Тоска», «Душечка».
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант», «Лес шумит», «Ночью», «Мгновение», «Огоньки».
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
К.Д.Воробьев. «Убиты под Москвой».
В.М.Шукшин. Рассказы.
Ю.П.Казаков. «Голубое и зелёное», «Манька», «На полустанке» и др.
К. Саймак. «Когда в доме одиноко».
Н.И. Чергинец. «Вам задание».
А. Адамович. «Каратели».
И.Ефремов. «Звёздные корабли», «Туманность Андромеды».
Р. Брэдбери. «451о по Фаренгейту».
Список литературы для чтения в 9 классе:
«Слово о полку Игореве».
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
В.Скотт. «Айвенго».
Стендаль «Ванина Ванини».
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара».
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души», «Шинель».
Оноре де Бальзак. «Евгения Гранде».
В.В.Вересаев. «Пушкин в жизни».
Список литературы для чтения в 10 классе:
А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница».
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
Т.Драйзер «Американская трагедия», «Сестра Керри».
Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье».
А.П.Чехов «Человек в футляре», «Палата № 6», «Крыжовник», «Попрыгунья», «Ионыч», пьеса «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня».
М.Горький «Челкаш», «Макар Чудра», «Супруги Орловы», пьеса «На дне».
И.А.Бунин «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни».
А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус».
Список литературы для чтения в 11 классе:
Я.Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Записки мёртвого врача”,
« Собачье сердце».
А.П.Платонов «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности».
М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина».
Б.А. Можаев «Мужики и бабы».
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
В.Ф.Тендряков «Люди и нелюди» и рассказы.
М.А.Шолохов «Судьба человека».
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».
У.Шекспир «Гамлет».
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»
В.И.Белов «Привычное дело», «Плотницкие рассказы».
В.П.Астафьев «Царь-рыба» (рассказы «Царь-рыба», «Бойе», «У Золотой карги», «Печальный детектив»).
Ч.Айтматов «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), «Плаха», рассказы.
В.Распутин «Пожар».
В.С.Гроссман «Жизнь и судьба».
Список литературы
для дополнительного чтения летом будущим пятиклассникам
·        Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
·        Русские народные сказки
·        Сказки народов мира
·        А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
·        С.Я.Маршак. Пьесы-сказки «Горя бояться – счастья не видать»
·        В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»
·        Р.Киплинг «Сказки Джунглей»
·        О.Уайльд «Мальчик-звезда»
·        Л.Н.Андреев «Петька на даче»
·        А.Г.Алексин «Самый счастливый день»
·        А.И.Куприн «Белый пудель»
·        А.Н.Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
·        М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
·        В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
·        Н.Н.Носов «Белый гусь»
·        Е.С.Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана», «Победитель невозможного», «Ресси – неуловимый друг», «Глоток Солнца»
·        Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
·        Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася», «А Воробьев стекло не разбивал»
·        Беларускія народныя казкі
·        Браты Грым “Казкі”
·        “Прыстань ваўкалакаў: чарадзейныя казкі” (уклад. А.Гурскі)
·        М.Лынькоў “Міколка-паравоз”
·        А.Федарэнка “Шчарбаты талер”
·        У.Караткевіч “Чортаў скарб”, “Кацел з каменьчыкамі”
·        А.Якімовіч “Рыжык”, “Залатая дзіда”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим шестиклассникам
·        И.А.Крылов. Басни
·        С.В.Михалков. Басни
·        В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
·        Л.Н.Андреев «Ангелочек»
·        А.С.Грин «Гнев отца»
·        А.С.Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина»
·        Л.Н.Толстой «Детство»
·        Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
·        В.К.Железников «Чучело»
·        Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
·        Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
·        В.Г.Машков «Между «А» и «Б» и другие повести
·        Біблейскія аповеды “Стварэнне свету”, “Прытча пра блуднага сына”, “Патоп. Ной будуе каўчэг” і інш.
·        Я.Брыль “Маці”, “Жук”
·        Я.Маўр “У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні”
·        Зб. “Ніколі не забудзем”
·        І.Пташнікаў “Арчыбал”
·        І.Сяркоў “Мы з Санькам ў тыле ворага”
·        А.Федарэнка “Афганская шкатулка”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим семиклассникам
·        А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
·        А.Н.Толстой «Отрочество»
·        Н.В.Гоголь «Ревизор»
·        А.С.Грин «Алые паруса»
·        А.Г.Алексин «Саша и Шура», «А тем временем где-то»
·        Ч.А.Айтматов «Ранние журавли»
·        В.А.Каверин «Два капитана»
·        А.И.Мошковский «Вызов на дуэль»
·        К.В.Булычев «Поселок»
·        В.Л.Киселев «Девочка и птицелет»
·        Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
·        Я.Маўр “Палескія рабінзоны”
·        А.Васілевіч “Горкі ліпавы мед”
·        В.Быкаў “Альпійская балада”
·        У.Ягоўдзік “Аповесць пра князеўну Рагнеду”
·        І.Пташнікаў “Ільвы”
·        А.Марціновіч “Гістарычныя постаці”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим восьмиклассникам
·        А.С.Пушкин. Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»
·        Н.В.Гоголь «Нос», «Портрет»
·        И.С.Тургенев «Ася»
·        А.П.Чехов «Душечка», «Кухарка женится»
·        В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
·        Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие»
·        Ю.В.Бондарев «Горячий снег»
·        И.Ефремов «Туманность Андромеды»
·        У.Шекспир «Ромео и Джульетта»
·        М.Сервантес «Дон Кихот»
·        А.Дудараў “Вечар”, “Кім”, “Святая птушка”
·        В.Быкаў “Жураўліны крык”, “Дажыць да світання”
·        Я.Купала “Паўлінка”
·        В.Іпатава “За морам Хвалынскім”
·        В.Вольскі “Несцерка”
·        Г.Марчук “Новыя прыгоды Несцеркі”
·        У.Бутрамееў “Ізноў Несцерка”
·        В.Казько “Суд у Слабадзе”
·        А.Бадак “Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаеміцца”
·        Р.Баравікова “Лен-Лянок, альбо Кампакт-дыск ад Зяленага Дрэйка”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим девятиклассникам
·        Д.И.Фонвизин «Недоросль», «Придворная грамматика»
·        А.С.Грибоедов «Горе от ума»
·        А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Маленькие трагедии»
·        Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Миргород», «Шинель», «Женитьба»
·        В.В.Вересаев «Гоголь в жизни», «Пушкин в жизни»
·        М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
·        Стендаль «Ванина Ванини»
·        В.Гюго «Отверженные»
·        Ян Баршчэўскі зб. “Шляхціц Завальня,  або Беларусь у фантастычных апавяданнях”
·        В.Дунін-Марцінкевіч “Пінская шляхта”, “Ідылія”, “Гапон”, “Залеты”
·        Я.Купала “Бандароўна”, “Раскіданае гняздо”
·        Я.Колас “На ростанях” (частка першая “У палеская глушы”), “Новая зямля”, “Сымон-музыка”
·        У.Арлоў “Дзень калі ўпала страла”
·        В.Іпатава “Прадслава”
·        В.Коўтун “Крыж міласэрнасці”
·        К.Тарасаў “Тры жыцці княгіні Рагнеды”
·        А.Мальдзіс “Восень пасярод вясны”
10 класс
·        Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
·        Тургенев И. «Отцы и дети», стихотворения в прозе
·        Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
·        Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
·        Толстой Л. «Война и мир»
·        Фет А. стихотворения
·        Тютчев Ф. стихотворения
·        Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо»
·        Чехов А. «Ионыч», «Человек в футляре», Попрыгунья», «Вишнёвый сад»
·        Бунин И. «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»
·        Куприн А. «Гранатовый браслет»
·        Горький М. «Челкаш», «На дне»
·        Г.Апалінэр. «Зямны акіян: выбранае»
·         «Беларуская байка» (уклад. Э.Валасевіч)
·        Раіса Баравікова. «Каханне»
·         «Душа мая тужлівая» (уклад. В.Шніп)
11 класс
·        Бальмонт К. стихотворения
·        Брюсов В. стихотворения
·        Гумилёв Н. стихотворения
·        Цветаева М. стихотворения
·        Есенин С. стихотворения
·        Северянин И. стихотворения
·        Хлебников В. стихотворения
·        Мандельштам О. стихотворения
·        Маяковский В. стихотворения, поэма «Облако в штанах»
·        Блок А. цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать», стихотворения
·        Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
·        Платонов А. «В прекрасном и яростном мире», «Фро», «На заре туманной юности»
·        Ахматова А. стихотворения, поэма «Реквием»
·        Пастернак Б. стихотворения
·        Шолохов М. «Поднятая целина», «Судьба человека»
·        Твардовский А. стихотворения, поэма «По праву памяти»
·        Стихотворения о войне: Симонов К., Тихонов Н., Сурков А. и др.
·        Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
·        Распутин В. «Пожар»
·        Астафьев В. «Царь-рыба»
·        Драматургия:
·        Вампилов А."Старший сын", «Утиная охота».
·        Авторская песня:
·        Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
·        Современная фантастика:
·        Ефремов И., Булычев К., Стругацкие
·        Литература русского зарубежья:
·        Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька"
·        Шмелев Н. "Лето господне"
·        Довлатов С. «Наши», «Чемодан», «Иностранка».
·        Современная литература:
·        Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", "Йорик", "Кысь"
·        Улицкая Л., Петрушевская Л. «Время ночь» и др. произведения.
Паэзія
1.    «Галасы вёснаў: сучасная беларуская паэзія». ШБ (склад. А. Бельскі, У. Дзіско).
2.    «Пад сэрцам у Радзімы: сучасная беларуская паэзія». ШБ (склад. М. Скобла).
3.    «Споведзь калосся: беларуская паэзія другой паловы XX стагоддзя». ШБ (склад. А. Бельскі, У. Дзіско).
4.    «Сталасць думкі, маладосць душы: зб. паэзіі». ШБ (склад. М. Мятліцкі).
5.    Р. Баравікова.  «Каханне», «Люстэрка для самотнай», «Дрэва для райскай птушкі».
6.    Р. Барадулін. «Самота паломніцтва».
7.    Л. Галубовіч.  «Споведзь бяссоннай душы», «Заложнік цемры». Ю. Голуб.  «Сын небасхілу». Алесь Звонак.  «Светлацені».
8.    В. Зуёнак.  «Лета трывожных дажджоў», «Чорная лесвіца».
9.    К. Камейша.  «Кубак блакіту».
10.П. Макаль.  «Твар і душа», «Азбука любві».
11.М. Мятліцкі.  «Палескі смутак», «Замкнёны дом». П. Панчанка.  «Горкі жолуд», «Высокі бераг», «Зямля ў мяне адна».
12.У. Паўлаў.  «Чысты чацвер». А. Пісьмянкоў.  «Чытаю зоры», «Планіда». А. Разанаў.  «Вастрыё стралы», «У горадзе валадарыць Раг-валод».
13.Л. Рублеўская.  «Замак месячнага сяйва». Аляксей Русецкі.  «Яго вялікасць». А. Сербантовіч.  «Пярсцёнак». А. Сыс.  «Пан лес», «Агмень».
14.Максім Танк. . «Збор калосся», «Мой каўчэг», «Еггайа». В. Шніп.  «Балада камянёў».
15.Я. Янішчыц.  «У шуме жытняга святла», «Каліна зімы», «Пачынаецца ўсё з любві...» (на выбар).
Проза
В. Адамчык. Раманы «Год нулявы», «Голас крыві брата твайго», «І скажа той, хто народзіцца» (на выбар). Я. Брыль. «З людзьмі і сам-насам». В. Быкаў. . «Сцяна».
1.    С. Грахоўскі. Апавяданні «Зона маўчання», «Такія сінія снягі». В. Гігевіч. Аповесці «Карабель», «Пабакі». Л. Дайнека. Раман «Жалезныя жалуды». Г. Далідовіч. Раман «Гаспадар-камень». А. Жук. Аповесць «Праклятая любоў».
2.    В. Казько. Раман «Хроніка дзетдомаўскага саду», аповесць «Выратуй і памілуй нас, чорны бусел».
3.    В. Карамазаў. Аповесць «Аброчны крыж», эсэ «Зачараваная душа».
4.    А. Кудравец.  «Смерць нацыяналіста».
5.    Г. Марчук. Аповесць «Кветкі правінцыі».
6.    Навуменка. Аповесці «Любімы горад», «Вір».
7.    В. Праўдзін. «Шлях на Галгофу».
8.    Пташнікаў. Раман «Мсціжы».
9.    Б. Сачанка. Аповесць «Родны кут».
10.Я. Сіпакоў. «Тыя, што ідуць».
11.А. Федарэнка. «Бляха».
12.Чыгрынаў. Раманы «Плач перапёлкі», «Апраўданне крыві» (на выбар).
13.Шамякін. Аповесць «Ахвяры», раман «Злая зорка», аповесці са зб. «Палеская мадонна», «Пошукі прытулку» (на выбар).
Драматургія
1.    А. Дзялендзік. «Гаспадар».
2.    А. Дудараў. «Парог», «Палачанка».
3.    Г. Марчук. «Калі заспявае певень».
4.    А. Петрашкевіч. «Меч Рагвалода».
5.    А. Федарэнка. «Багаты кватарант».
6.    Чыгрынаў. «Следчая справа Вашчылы».
Внеклассное чтение – важный резерв всестороннего развития и воспитания детей (из опыта работы)
А.М. Горький назвал книгу источником знаний. Однако путь к этому источнику у наших детей сложный и трудный. И рождён он отнюдь не органическим пренебрежением к чтению, а причинами, вызванными многими обстоятельствами нашего быстротекущего времени: бурным техническим прогрессом, почти во всех отраслях жизни, сопровождающимися потоком огромной научной информации. Книга же (речь идёт о художественной литературе) как один из древнейших источников знаний как бы отошла на второй план, так как нашла себе замену в других видах искусств: кино, телевизионных передачах, театре и т.д.
В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой личный опыт.
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
28 лет я работаю учителем в начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше, регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от  прочитанного у них как-то не появляется.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
«Уголок чтения»
За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама. Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения».  Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело. Поделилась опытом с учителями начальной школы, многие отозвались о нём положительно, организовали «Уголок чтения» у себя в классе.
«Уголок чтения» расположен так: в углу класса стоит журнальный столик, слева от него висит табличка - «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде нарисованы: Мурзилка (слева), восемь весёлых человечков – Буратино, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Карандаш, Петрушка (справа). В середине стенда написано. На журнальном столике лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются  тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано.  Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно,  некоторые исключения, но они единичны.
Создание классной библиотечки.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу.  Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться  с  другими людьми.
Создание библиотечки помогло  мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе  появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Сотрудничество с библиотекой.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в  дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Проведение уроков внеклассного чтения.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на  развитие лучших моральных  и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения.  В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников,  которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к  интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
Эти правила были следующие:
·         Старайся читать вслух.
·         Не торопись при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
·         Посмотри, как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
·         Учись у них хорошему, не подражай плохим поступкам героев.
·         Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в своём поведении.
·         Книги пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.
·         Люби и береги книгу.
Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем больше её влияние на формирование мировоззрения школьников. По этому поводу В.А. Сухомлинский утверждал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой -  к раздумьям и размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность». И далее: «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».








Комментариев нет:

Отправить комментарий