ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ



ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
2. Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
3. Прочти предисловие или вступление.
4. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
5. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
6. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
7. Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
2. Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
3. Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги.
4. Найди книги данного автора.
5. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
1. Читай медленно, не спеши.
2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
5. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
6. После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
1. Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
2. Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
3. Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
4. Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
5. При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
6. Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
1. Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
2. Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов.
3. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
4. Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
5. Подумай, какая мысль в рассказе главная?
6. Что нового ты узнал из рассказа?
7. Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
1. Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
2. Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
3. Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план.
4. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
5. Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.
2. Прочти текст без этих предложений.
3. То же самое сделай и с другими частями.
4. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
5. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
1. Прочти рассказ или одну законченную часть.
2. Определи количество картин.
3. Подумай, о чем каждая картина.
4. Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
5. Представь картину мысленно.
6. «Нарисуй» картину словами.
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
2. Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
3. Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
4. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
5. Выполняй задание четко, аккуратно.
6. Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
7. Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ
1. Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
2. Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
3. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1. Обращай внимание на непонятное в тексте.
2. Выпиши непонятные слова.
3. Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
ДИАЛОГ С АВТОРОМ
1. Какой вопрос задает тебе автор произведения?
2. Как он сам на него отвечает?
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
1. Старайся отделить главное от второстепенного.
2. По ходу чтения составляй устный или письменный план.
3. Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
4. Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
5. Перескажи текст по плану. Проверь себя.
РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА
Прочти вопросы.
Ответ найди в тексте, отметь карандашом.
Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
СТИХОТВОРЕНИЕ.
1. Как называется стихотворение? Кто его автор?
2. Прочти стихотворение. О чем оно?
3. Какие чувства автора выражены в нем?
4. Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
5. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
6. Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения.
7. Поупражняйся в выразительном чтении.
РАССКАЗ
1. Как называется рассказ? Кто его автор?
2. Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
4. О чем ты думал, читая рассказ?
БАСНИ
1. Как называется басня? Кто ее автор?
2. Прочти басню. Какие события в ней описываются?
3. Кто действует в басне?
4. Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
5. Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
6. Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
7. Что должен понять читатель из этой басни?
8. Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
СТАТЬЯ
1. Запомни, как называется статья и кто ее автор.
2. Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
3. О ком или о чем эта статья?
4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
5. Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
6. Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
7. Что нового ты узнал из прочитанного?

              
                      ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КНИГОЙ

1. Книга не должна мокнуть - от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт.
2. Идёшь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит её от дождя и снега.
3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
4. Прежде, чем читать книгу, оберни её бумагой или одень обложку.
5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки, не бросай раскрытую книгу вверх переплётом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
8. С книгами обращайся аккуратно.
           
                ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКАМИ

1.    Учащиеся подписывают каждый учебник, полученный в школьной библиотеке.
2.    Учебники должны иметь дополнительную съёмную обложку.
3.    Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде.
4.    В случае порчи или утери ими учебников учащиеся должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой.
5.    В случае необходимости учащиеся ремонтируют учебники(подклеивают, подчищают и т.д.)


                ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
1.    Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми.
2.    Чётко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
3.    В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
4.    Книги сдавай вовремя, не позднее 10 дней.


5.    Выбирая новую книгу, всё делай аккуратно, книги не разбрасывай

Памятка для посетителей ИБЦ
Пользователь обязан:
·        Бережно относиться к документам, не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать страниц; при обнаружении дефектов в документе ставить в известность библиотекаря, в противном случае ответственность за порчу документа несет абонент, пользовавшийся им последним;
·        В случае утери или порчи документов из фонда ИБЦ читатель обязан заменить их идентичными документами или признанными равноценными по значимости.
·        Возвращать документы в установленные сроки; при необходимости своевременно продлевать срок пользования литературой;
·        Не выносить из помещений ИБЦ документы, не записанные в читательских формулярах и других учетных формах.
·         Не нарушать расстановки документов в читальных залах и абонементах, работающих в режиме открытого доступа к фонду;
·         Аккуратно обращаться с компьютерной техникой и другим имуществом ИБЦ. В случае порчи компьютерной техники, оборудования и другого имущества ИБЦ абонент обязан возместить стоимость его ремонта, а при невозможности ремонта внести компенсацию за причиненный ущерб в размере денежной суммы, указанной ИБЦ.
·        Вернуть в ИБЦ все числящиеся документы при переводе в следующий класс, после окончания школы или выбытии из щколы, с получением соответствующей пометки в обходном листе
·        Соблюдать культуру поведения, этические нормы взаимоотношений с библиотекарем ИБЦ и другими посетителями.
·         Соблюдать порядок, тишину  и чистоту в ИБЦ. Не входить в ИБЦ в верхней одежде, с едой.
Порядок пользования абонементом
·        Максимальные сроки пользования документами:  
-   учебники, учебные пособия – учебный год;
-   художественная литература, изучаемая по программе – после изучения;
-   научно-популярная, художественная литература, периодические издания – 2 недели;
-  пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
·        Не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания, иная литература, предназначенная для использования в читальном зале;
·        Читатели (за исключением учащихся 1 – 6 классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр полученных изданий.
Порядок пользования читальным залом
·        Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; работа с компьютером производится согласно утверждённым санитарно-гигиеническим требованиям;
·        Пользователь обязан зарегистрироваться в Журнале учета посетителей ИБЦ / Журнале работы в сети Интернет;
·        Пользователь имеет право работать с электронными носителям информации после предварительного тестирования библиотекарем ИБЦ;
·        По вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обратиться к библиотекарю ИБЦ; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
·        Разрешается частичное копирование информации с электронных на бумажные носители.
·        Запрещается использовать читальный зал для игр, просмотра видео нецензурного и террористического содержания, установки ПО, а также для иных целей, нарушающих целевое назначение читального зала как источника информации для учебных целей.


·        На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.
·        При записи в библиотеку читатель должен быть   ознакомлен с «Правилами пользования библиотекой» и подтвердить обязательство об их выполнении подписью в формуляре читателя.
·        На дом документы выдаются сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать 5.
·        Срок пользования книгами может  быть продлен.
·        Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой. Литературные произведение изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии       программой изучения.
·        Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования, которых истек.
·        Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, на дом не выдаются.
Ответственность и обязанности читателей
·        При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
·         При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы в библиотеку.
·        Читатель обязан:
- возвратить взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
      - не выносить из помещения библиотеки документы без записи;
      - бережно относиться к библиотечному фонду,не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать,не загибать страницы;
       - не нарушать порядок расстановки книг на полках.
·        Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесши ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же или признанным библиотекой равноценным.
·        Читатели, нарушившие «Правила пользования библиотекой», могут быть лишены права пользования библиотекой на определенный срок.
 Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.
·        Обслуживать читателей в соответствии с «Правилами пользования библиотекой».
·        Создавать благоприятные условия для работы читателей в  библиотеке.
·        Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.
·        Информировать читателей о вновь поступивших документах.
·        Систематически следить за своевременным возвратом документов в библиотеку.

Правила пользования информационно-библиотечным центром
1.Общие положения
1.1.     Правила пользования ИБЦ разработаны на основе Положения об ИБЦ .
1.2. Правила пользования ИБЦ регламентируют порядок доступа к фондам ИБЦ, права и обязанности читателей ИБЦ.
1.2.      Право свободного доступа и бесплатного пользования ИБЦ имеют учащиеся, учителя, сотрудники .
1.3.     К услугам читателей предоставляются:
·       фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся; методической, научно-педагогической, справочной учебной, художественной литературы для учителей;
·       книги, газеты, журналы, слайды, видеозаписи, микрофиши, электронные базы данных и др.
·       справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки литературы;
·       индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.
1.4.      Режим работы ИБЦ соответствует времени работы библиотеки.
2. Права, обязанности и ответственность читателей – пользователей ИБЦ
Пользователи ИБЦ имеют право:
·         получать полную информацию о фонде, информационных ресурсах и предоставляемых ИБЦ услугах;
·        пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
·        получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
·        получать любой документ из фондов ИБЦ во временное пользование на условиях, определённых Правилами пользования ИБЦ;
·       продлевать срок пользования документами;
·         получать консультативную помощь в работе с информацией на электронных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
·        участвовать в мероприятиях, проводимых ИБЦ;
·        обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директор ушколы.
Пользователи ИБЦ обязаны:
·        соблюдать правила пользования ИБЦ;
·        бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не сгибать страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок), иным документам на разных носителях, оборудованию, инвентарю;
·        поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ИБЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках;
·       пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника ИБЦ;
·        расписываться в читательских формулярах за каждый полученных документ (исключение: обучающиеся 1 – 4 классов);
·       возвращать документы в ИБЦ в установленные сроки;
·       заменять документы ИБЦ в случае их  утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном Правилами пользования ИБЦ;
·        полностью рассчитаться с ИБЦ по истечении срока обучения или работы вшколе.
2.   Обязанности ИБЦ
3.1. Работники ИБЦ имеют право:
·       самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определёнными  Положением об  ИБЦ;
·         проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
·       определять источники комплектования информационных ресурсов;
·        изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;
·       определять в соответствии с Правилами пользования ИБЦ школы, утверждёнными директором школы , виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого пользователем ИБЦ;
3.2. Работники ИБЦ обязаны:
·       соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
·         обеспечивать пользователям возможность работы с информационными ресурсами ИБЦ;
·        информировать пользователей о видах предоставляемых ИБЦ услуг;
·       формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
·       совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
·        обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
·        обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой гимназии;
·         отчитываться в установленном порядке перед директором гимназии и органами статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами ИБЦ;
·        повышать квалификацию.
3.   Порядок пользования ИБЦ
·        запись обучающегося гимназии в ИБЦ производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических или иных работников гимназии,  родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
·        при записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования ИБЦ и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре;
·        перерегистрация пользователей ИБЦ производится ежегодно;
·        документом, подтверждающим право пользования ИБЦ, является читательский формуляр;
·       читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и их возвращения в ИБЦ.
4.    Порядок пользования абонементом
·       пользователи имеют право получать на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
·       максимальные сроки пользования документами:
o   учебники, учебные пособия – учебный год;
o   художественная литература, изучаемая по программе – после изучения;
o      научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
o     периодические издания, издания повышенного спроса – 10 дней;
·          пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;
·        не подлежат выдаче на дом редкие, ценные и справочные издания;
·          читатели (за исключением учащихся 1 – 4.классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий; возвращение фиксируется подписью библиотекаря.
5.    Порядок пользования читальным залом
·       работа с компьютером учащимися производится по графику, утверждённому директором гимназии  и в присутствии работника ИБЦ;
·       разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
·        пользователь имеет право работать с электронными носителями информации после предварительного тестирования работником ИБЦ;
·       по вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обратиться к работнику ИБЦ; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
·        работа с компьютером производится согласно утверждённым санитарно-гигиеническим требованиям;
·         литература, предназначенная для использования в читальном зале, на дом не выдаётся;
·         энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги выдаются только в читальном зале;




Комментариев нет:

Отправить комментарий