КРАЕВЕДЕНИЕ

Краеведение: новые горизонты в деятельности библиотек
9 февраля 2018 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим работникам аграрной отрасли Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сообщил, что 2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины.
20 июня 2018 г. Президент подписал Указ № 247 о проведении 2018–2020 годов под знаком Года малой родины в целях стимулирования социально-экономического развития регионов, формирования активной гражданской позиции у населения, сохранения историко-культурного наследия.
Говоря о том, что малая родина имеет особое значение в судьбе каждого человека, белорусский лидер подчеркнул: «Беларусь – наш общий дом, и в наших интересах сделать его уютным и образцовым. Давайте покажем, что мы истинные и рачительные хозяева своей земли!».
В последнее время интерес к краеведческой информации, изучению регионов и отдельных местностей в их историческом, социально-экономическом и культурном развитии значительно возрос. Благодаря краеведению мы обретаем возможность проявить свою любовь к тому единственному месту Земле, которое считаем родным, – будь то крупный мегаполис или маленькая деревушка.
Библиотеки разных уровней традиционно выступают центральным звеном при сборе краеведческой информации и формировании краеведческих ресурсов, изучении и популяризации историко-культурного наследия. Объявление Года малой родины придаст новый импульс деятельности библиотечных учреждений (в первую очередь региональных) и повысит интерес к ним.
Национальная библиотека Беларуси как координирующий и научно-методический центр, в том числе в области библиотечно-библиографического краеведения, ведет постоянный мониторинг деятельности и краеведческой информационной продукции региональных библиотек Беларуси, на его основе составляются и публикуются аналитические обзоры и рекомендации. Краеведческой тематике посвящен ряд методических разработок, публикаций и докладов сотрудников, различные научно-исследовательские и издательские проекты, научно-практические и социокультурные мероприятия.
Национальная библиотека Беларуси – один из инициаторов и основных организаторов ежегодного республиканского конкурса «Бібліятэка ‒ асяродак нацыянальнай культуры», проводимого с целью активизации научно-исследовательской работы публичных библиотек, повышения их роли в популяризации национального наследия, истории, литературы, языка, традиций, народной культуры.
Библиотека формирует разветвленную систему информационных ресурсов, в которых пользователь может найти разнообразные материалы белорусоведческого содержания, в том числе связанные с определенными местностями и населенными пунктами нашей страны.
С целью расширения доступа к информации о местных изданиях и краеведческих документах ведутся активные работы по разработке региональных сводных электронных каталогов. К настоящему времени такие сводные ресурсы созданы для Гомельской, Гродненской, Брестской и Могилёвской областей, в перспективе запланированы для всех областей Республики Беларусь.
В последние годы реализуются интересные научно-издательские проекты‒ плоды совместных усилий библиотечных, научных, образовательных, музейных, архивных учреждений страны и краеведов-любителей по воссозданию и популяризации историко-культурного наследия. При их создании используется комплексный подход: не только собирается библиографическая информация и оцифровываются издания, но и готовятся всевозможные сопроводительные материалы (научные статьи, биографические справки, хроники событий и т.д.), подбирается соответствующее иллюстративное и звуковое обрамление для воссоздания атмосферы эпохи. Один из примеров такой работы – проект, посвященный памятным книжкам белорусских губерний.
Национальная библиотека в сотрудничестве с внешними партнерами завершила два проекта в рамках научно-исследовательской работы «Виртуальная реконструкция документов и материалов по региональной истории Беларуси»
Для современных исследователей это полноценное электронное воспроизведение опубликованных во второй половине ХІХ – начале ХХ в. аутентичных текстов, сопровождаемое блоком научных, библиографических, фактографических, справочных, биографических и информационно-аналитических исторических материалов, позволяющих комплексно представить деятельность названных учреждений и способствующих выявлению и популяризации краеведческой информации.
На 2018 г. запланирован выпуск очередного издания по региональной истории Беларуси – «1000-годдзе Брэста: праз прызму старадаўніх дакументаў» (совместно с Брестской областной библиотекой им. М. Горького и другими научными и образовательными учреждениями).
Для презентации подобных проектов, а также для знакомства с информационным наследием регионов Беларуси, их историей и культурными достижениями, результатами работы научных и краеведческих сообществ по изучению родного края Национальная библиотека Беларуси запланировала цикл мероприятий, первое из которых – «Інфармацыйныя скарбы зямлі беларускай. Віцебшчына» – состоялось 25 января.
Своеобразным его продолжением стал круглый стол «Нацыянальныя інфармацыйныя рэсурсы: Віцебшчына ўчора і сёння», организованный в рамках Года малой родины Витебской областной библиотекой им. В.И. Ленина. Заседание круглого стола прошло 11 апреля, сотрудники Национальной библиотеки Беларуси приняли в нем активное участие.
Году малой родины Национальная библиотека Беларуси посвятила выставочный проект «Малая родина – повесть времен», состоящий из серии художественных и информационно-документальных выставок. 5 апреля открылась экспозиция «Малая родина – повесть времен», представившая коллекцию открыток и книг Владимира Лиходедова и фотографий Сергея Плыткевича. Второй этап начался 15 мая с открытия фотопроекта «Я сердцем вижу» и информационно-документальной выставки «Тутэйшыя».
16 августа новая экспозиция фотографий белорусских художников дала старт третьему этапу проекта.
29 мая в библиотеке состоялась презентация книги Миколы Малявко«Спадчына, або Каб не стаць манкуртам. Абразкі з жыцця нашых продкаў», изданная в рамках Года малой родины.
21 июня в библиотеке открылась выставка Гавриила Ващенко «Земля под белыми крыльями», посвященная 90-летию со дня рождения художника.
1 сентября первый урок «2018 год – Год малой родины» для учеников минской гимназии № 1 им. Ф. Скорины стал особенным, ведь он прошел в Национальной библиотеке Беларуси. А 3 сентября для учеников минской школы № 61  в музее книги был организован урок «Моя малая родина».
1–2 сентября Национальная библиотека Беларуси приняла участие в праздновании ХХV Дня белорусской письменности в городе Иваново Брестской области, посвященного Году малой родины. Основной темой мероприятий, подготовленных библиотекой, стало 400-летиебелорусского букваря.
3 сентября начала работу фотовыставка «Звучные пейзажи» Анатолия Дрибаса, с фотоаппаратом в руках объездившего всю страну, чтобы запечатлеть красоту «земли под белыми крыльями».
16 октября в Национальной библиотеке Беларуси состоялись презентация книги «Бачу Беларусь такой» и открытие фотовыставки Владислава Цыдика, посвященные Году малой родины.
Подведены итоги первого Года малой родины: 19 декабря в библиотеке прошла «Краеведческая презентация первого Года малой родины».

20 декабря в библиотеке в рамках Года малой родины прошла торжественная презентация итогов работы книжной отрасли за 2018 год.
На сегодняшний день роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: из тех учреждений и организаций, занимающихся краеведением, именно библиотеки являются хранителями информационных краеведческих ресурсов, источниками краеведческой информации для населения, и при этом, оставаясь наиболее доступными  учреждениями для различных категорий пользователей.
Краеведение — это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней.
КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся работа библиотеки. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. 
Что же главное в краеведческой работе? Безусловно, выявление, сбор, изучение, сохранение документов и предоставление их читателям. Именно библиотека является собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. Познакомить читателя с историей родного края, воспитать чувство гордости за славное прошлое своих земляков, с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям – основная задача библиотеки в краеведческой работе.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у детей и подростков причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.

Виды краеведения
Краеведение - наука комплексная. Так,  различают такие, например, виды как: историческое краеведение, географическое краеведение, музыкальное, этнографическое и т.д. Другим словом – это направления исследований, изучения.
Возьмем биологическое краеведение. Данный вид подразумевает исследования растений и животных отдельной местности, были ли они здесь изначально или завезены с другой местности и т.д.
Допустим, архитектурное краеведение может изучать, почему в каком-то селе или районе строили на протяжении многих лет дома конкретной архитектурной формы или с использованием каких-либо украшений жилищ (наличники, крыши и т.п.), характерных только для данной территории.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исследовательских институтов, краеведческих музеев, библиотек. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, отрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия.

В общественном краеведении – ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам- любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами. Это добровольные краеведческие общества, краеведческая работа туристов. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций.

Школьное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Виды краеведения
• Историческое,
• литературное,
• географическое,
• экологическое,
• биологическое
В последнее время говорят даже о православном краеведении, этнографическом.


Пословицы и поговорки о родном крае
§ Нет в мире краше Родины нашей
§ В своем болоте и лягушка поет
§ Дома и стены помогают
§ Человек без родины, что соловей без песни
§ Береги землю любимую, как мать, родимую.
§ Всякая птичка своё гнездо бережёт
§ Своя земля и в горсти мила (раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли.Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей)
§ Вятские люди хватские
§ Где родился, там и пригодился
§ На родной стороне и камушек знаком
§ Каждому мила своя сторона
§ Где родной край, там и рай
§ Родина-мать, умей за нее постоять
§ За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
§ Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив
§ Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
§ Всякая сосна своему бору шумит (всякий человек верен своей земле)
§ В каком народе живешь, того и обычая держись.
§ С  родной земли – умри, не сходи!
§ Если бой кругом идёт, дом целым не останется.
§ Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
§ К Родине любовь у семейного очага рождается.
§ Милует Бог и на своей стороне.
§ Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.
§ Родных нет, а по родимой сторонке человек тоскует.
§ Своя земля и в горсти мила.
§ Собака ищет, где посытнее, а человек стремится в родные места.
§ Та земля мила, где мать родила.
§ Всякая птица своё гнездо любит.
§ Всяк кулик своё болото хвалит.
§ Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
§ Гусь по озеру своему скучает, человека тоска по Родине не покидает.
§ Земля родная – колыбель золотая.
§ За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
§ И пылинка родной земли – золото.
§ Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.
§ Каждой птице своё гнездо нравится.
§ Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.
§ Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
§ На своей улице и собака — тигр.
§ На родной стороне даже дым сладок.
§ На чужбине родная землица во сне снится.
§ На чужбине, словно в домовине.
§ На чужой сторонушке рад своей воронушке.
§ По родимой сторонке и сердце поёт.
§ Родной куст и зайцу дорог.
§ Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
§ Службу твою видят в родном краю.

§ Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Круг вопросов, адресованных вашим читателям, может быть широким.
Вот несколько примеров возможных вариантов анкет.
Анкета
1. Интересует ли тебя история  … (вашей) области?
2. Кто, что помогает тебе в изучении родного края? 
(отметь нужный вариант)
* школа, учителя
* книги, библиотека
* друзья
* родители
* радио, телевидение
* свой вариант
3. О ком из наших земляков ты хотел бы узнать побольше?
4. Какое событие в истории родного края тебя особенно интересует?
5. Какие мероприятия, проведённые библиотекой по истории края или России, тебе запомнились и понравились?

Анкета.
* Интересуешься ли ты книгами по истории, экологии, экономике родного края?
* Какие краеведческие книги ты уже читал? Какие хотел бы видеть в нашей библиотеке?
* С какой целью ты обращаешься к литературе краеведческого характера?
* Какие факты в истории края заставляют тебя задуматься?
* На какую тему ты хотел бы побеседовать на заседании нашего клуба «Юный краевед»?
* Какая книжная выставка на краеведческую тему особенно тебе запомнилась?

Ты и наша история
( анкета).
1. Какие здания, памятники или другие достопримечательности в нашем городе (селе) ты считаешь исторически уникальными?
2. Что ты знаешь об истории создания памятника, достопримечательности?
3. Есть ли у тебя любимое место, уголок, дом в городе (посёлке, хуторе), которые кажутся тебе необычайно красивыми?
4. Знаешь ли ты какие-нибудь легенды нашего края?
5. Что (кто) заставляет тебя обратиться к изучению истории края?
6. Нужно ли, на твой взгляд, изучать историю родного края?




ПАЛАЖЭННЕ АБ КРАЯЗНАЎЧАЙ РАБОЦЕ БIБЛIЯТЭК РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ

Зацверджана:
Першы намеснiк Мiнiстра культуры
          Рэспублiкi Беларусь
У.А.Гiлеп
 28.12.1993

1. Агульныя палажэннi

1.1. Мэтай краязнаўчай дзейнасцi бiблiятэк з'яўляецца садзейнiчанне:
- адраджэнню i захаванню гiстарычнай i культурнай спадчыны;
- сацыяльнаму, эканамiчнаму, культурнаму развiццю краю *);
- ахове, рацыянальнаму выкарыстанню прыродных багаццяў;
- усебаковаму навуковаму даследаванню краю;
- патрыятычнаму выхаванню жыхароў краю;
- краязнаўчаму руху.

______________________________
*) Паняццем "край" абазначаецца канкрэтная частка дзяржавы, якая звычайна супадае з адзiнкай сучаснага адмiнiстрацыйна-тэрытарыяльнага дзялення (вобласць, раён, горад) i вызначаецца з улiкам змяненняў гiстарычных меж, а таксама фiзiка-геаграфiчных, прыродна-клiматычных, геалагiчных, эканамiчных i iншых крытэрыяў раянiравання.

1.2. Для дасягнення вышэйазначаных мэт бiблiятэкi праводзяць наступную работу:
- распаўсюджваюць веды аб пэўнай мясцовасцi (краi);
- выяўляюць краязнаўчыя i мясцовыя дакументы *) (КМД) свайго краю;
- збiраюць iх i забяспечваюць пастаяннае захоўванне;
- адлюстроўваюць з найбольшай паўнатой звесткi аб КМД у даведачна-бiблiяграфiчным апараце (незалежна ад месца iх захоўвання);
- абслугоўваюць КМД карыстальнiкаў сваёй бiблiятэкi i iншых бiблiятэк (на МБА);
- iнфармуюць аб краязнаўчых дакументах у адпаведнасцi з патрэбамi спажыўцоў;
- аказваюць кансультацыйную дапамогу спажыўцам iнфармацыi у карыстаннi краязнаўчым даведачна-бiблiяграфiчным апаратам (КДБА) бiблiятэкi;
- распаўсюджваюць веды аб краязнаўчых дакументах сярод жыхароў краю сродкамi бiблiяграфiчнай i масавай бiблiятэчнай работы: арганiзацыяй выставак, масавых краязнаўчых мерапрыемстваў, з дапамогай друку, радыё, тэлебачання.
_________________________
*) Паняццем "краязнаўчыя дакументы" аб'ядноўваюцца ўсе выданнi, неапублiкаваныя i аўдыёвiзуальныя матэрыялы, машыначытальныя носьбiты iнфармацыi, якiя прысвечаны краю, незалежна ад тыражу, мовы i месца выдання.
Паняццем "мясцовыя дакументы" аб'ядноўваюцца ўсе выданнi, неапублiкаваныя i аўдыёвiзуальныя матэрыялы, машыначытальныя носьбiты iнфармацыi, створаныя на тэрыторыi краю.

2. Арганiзацыя краязнаўчай дзейнасцi

2.1. З мэтай забеспячэння асноўных напрамкаў краязнаўчай дзейнасцi ажыццяўляецца ўзаемадзеянне бiблiятэк розных сiстэм i ведамстваў з iншымi ўстановамi i арганiзацыямi, у тым лiку грамадскiмi, якiя вядуць краязнаўчую работу (музеямi, школамi, клубамi, таварыствамi i г.д.).

2.2. Нацыянальная бiблiятэка Беларусi:
- фармiруе фонд нацыянальнага дакумента i беларусiкi;
- стварае ў аўтаматызаваным i традыцыйным рэжымах базы даных (БД), якiя могуць выкарыстоўвацца ў якасцi крынiц краязнаўчай iнфармацыi;
- ажыццяўляе аналiз стану, праводзiць даследаваннi, распрацоўвае праекты рэгламентуючых дакументаў па гэтых пытаннях краязнаўчай работы;
- метадычна забяспечвае комплекс праблем па бiблiятэчнаму краязнаўству.

2.3. Абласныя унiверсальныя навуковыя бiблiятэкi (АУНБ) з'яўляюцца цэнтрамi краязнаўчай дзейнасцi ў сваiх абласцях, ажыццяўляюць:
- увесь комплекс краязнаўчых работ;
- дэпазiтарнае захоўванне КМД;
- каардынацыю дзейнасцi бiблiятэк па краязнаўству, а таксама iх узаемадзеянне з iншымi арганiзацыямi.

2.4. Цэнтральная бiблiятэка ЦБС вядзе краязнаўчую дзейнасць у межах свайго рэгiёна, бiблiятэкi-фiлiялы збiраюць матэрыялы аб тэрыторыях, якiя яны абслугоўваюць (мiкрараёнах, сельскiх населеных пунктах).

2.5. Бiблiятэкi асобных арганiзацый, прадпрыемстваў i ўстаноў назапашваюць дакументы аб дзейнасцi адпаведных арганiзацый i раскрываюць iх змест; бiблiятэкi навучальных устаноў, апрача таго, - матэрыялы аб сваiх выпускнiках.

3. Фармiраванне i арганiзацыя фондаў краязнаўчых i мясцовых дакументаў.

3.1. Аснову краязнаўчай дзейнасцi бiблiятэк складае фонд КМД, якi выдзяляецца ў асобны падфонд з мэтай забеспячэння захаванасцi i рацыянальнага выкарыстання. Ён фармiруецца ў бiблiятэках па прынцыпу вычарпальнай паўнаты i захоўваецца пастаянна.

3.2. У краязнаўчы фонд уключаюцца дакументы, якiя прысвечаны краю *). Выключэннi складаюць для АУНБ неапублiкаваныя дакументы па культуры i мастацтву.
_______________________________
*) У краязнаўчыя фонды публiчных бiблiятэк адбiраюцца таксама беларусазнаўчыя дакументы пры наяўнасцi iх у 2-х i больш экземплярах, якiя змяшчаюць значны краязнаўчы матэрыял.

3.3. У фондзе краязнаўчых дакументаў збiраюцца таксама падборкi газетных выразак, краязнаўчыя альбомы, рукапiсныя матэрыялы, аўдыёвiзуальныя носьбiты (гуказапiсы, слайды, фотаматэрыялы i г.д.).

3.4. Бiблiятэкi вядуць сiстэматычную работу па выяўленню краязнаўчых матэрыялаў шляхам непасрэднага прагляду дакументаў, а таксама выкарыстоўваюць бiблiяграфiчныя дапаможнiкi, даведачна-бiблiяграфiчны апарат сваёй i iншых бiблiятэк, каталогi кнiжных збораў i калекцый iншых устаноў i прыватных асоб i г.д.

3.5. Функцыi дэпазiтарнага захоўвання краязнаўчых дакументаў i мясцовых выданняў на тэрыторыi свайго краю выконваюць абласныя бiблiятэкi.
Дэпазiтарны фонд краязнаўчых дакументаў АУНБ уключае ўсе дакументы незалежна ад крынiц паступлення, практычнай i навуковай каштоўнасцi, актыўнасцi карыстання чытачамi i месца захоўвання ў бiблiятэцы.

4. Абслугоўванне краязнаўчымi дакументамi.

4.1. Выдача КМД ажыццяўляецца адпаведна з агульнымi правiламi карыстання бiблiятэкай.

4.2. КМД выдаюцца па МБА ў iншыя бiблiятэкi, акрамя адзiнага экземпляра.

5. Краязнаўчая бiблiяграфiчная дзейнасць бiблiятэкi.

5.1. Краязнаўчая бiблiяграфiчная дзейнасць бiблiятэкi ўключае:
- арганiзацыю i вядзенне краязнаўчага даведачна-бiблiяграфiчнага апарату;
- фармiраванне сiстэмы бiблiяграфiчных дапаможнiкаў КМД;
- краязнаўчае бiблiяграфiчнае абслугоўванне;
- распаўсюджванне краязнаўчых ведаў.

5.2. Арганiзацыя i вядзенне КДБА.

5.2.1. КДБА ствараецца як спецыялiзаваная частка даведачна-бiблiяграфiчнага апарату бiблiятэкi, усе элементы якога складаюць цэласную сiстэму, арганiзуюцца i вядуцца па адзiнай методыцы i звязаны памiж сабой, а таксама з агульным ДБА бiблiятэкi, сiстэмай адсылак i спасылак.

5.2.2. Вядучым прынцыпам КДБА з'яўляецца вычарпальная паўната адлюстравання i глыбiня раскрыцця краязнаўчых дакументаў незалежна ад iх аб'ёму, каштоўнасцi i храналагiчных меж.

5.2.3. КДБА складаецца з:
- сiстэмы каталогаў i картатэк;
- фонду даведачных i бiблiяграфiчных дапаможнiкаў;
- фонду выкананых даведак.

5.2.4. Сiстэма каталогаў i картатэк бiблiятэкi вызначаецца з улiкам асаблiвасцей яе ўмоў, традыцый i магчымасцей. У якасцi асноўных элементаў у гэту сiстэму ўваходзяць:
- зводны краязнаўчы сiстэматычны каталог цi картатэка;
- каталог мясцовых дакументаў (для АУНБ);

а) храналагiчны каталог кнiг i выданняў з працягам;

б) алфавiтны каталог газет i часопiсаў;

- алфавiтны каталог на фонд аддзела (сектара) (для АУНБ).

5.2.5. Краязнаўчыя каталогi i картатэкi могуць быць як у традыцыйных формах (картачныя, друкаваныя), так i ў нетрадыцыйных (аўтаматызаваныя БД, на мiкраносьбiтах, магнiтных стужках, кампакт-касетах i г.д.).

5.2.6. Фонд даведачных i бiблiяграфiчных дапаможнiкаў уключае ўсе вiды даведачных i бiблiяграфiчных крынiц, прысвечаных краю:
- матэрыялы афiцыйнага характару;
- статыстычныя зборнiкi, памятныя кнiгi;
- даведнiкi, у тым лiку па адмiнiстрацыйна-тэрытарыяльнаму дзяленню;
- карты-схемы;
- бiблiяграфiчныя дапаможнiкi КМД.

5.2.7. Фонд даведачных i бiблiяграфiчных дапаможнiкаў фармiруецца ў структурным падраздзяленнi бiблiятэкi, якi ўзначальвае яе краязнаўчую дзейнасць (аддзеле, сектары, чытальнай зале).

5.3. Фармiраванне сiстэмы краязнаўчых бiблiяграфiчных дапаможнiкаў i паказальнiкаў мясцовых дакументаў.

5.3.1. Сiстэма ахоплiвае ўсе бакi жыцця краю, задавальняе патрэбы ў краязнаўчай iнфармацыi, будуецца з улiкам стану i напрамкаў развiцця iншых сiстэм бiблiятэчных дапаможнiкаў рэспублiкi i ўключае дзве падсiстэмы:

а) бiблiяграфiчных паказальнiкаў аб краi, у якую ўваходзяць:
- унiверсальныя бягучыя паказальнiкi краязнаўчых дакументаў (тыпу "Новая лiтаратура аб ...  вобласцi");
- бягучыя бiблiяграфiчныя дапаможнiкi тыпу "Каляндар знамянальных i памятных дат";
- унiверсальныя рэтраспектыўныя паказальнiкi тыпу "Што чытаць аб краi" (вобласцi, раёне), а таксама паказальнiкi аб асобных гарадах;
- галiновыя i тэматычныя (рэтраспектыўныя) краязнаўчыя паказальнiкi;
- персанальныя i бiблiяграфiчныя дапаможнiкi (паказальнiкi i слоўнiкi);
- паказальнiкi краязнаўчых бiблiяграфiчных дапаможнiкаў;

б) бiблiяграфiчных паказальнiкаў мясцовых дакументаў, якiя могуць быць прадстаўлены паказальнiкамi перыядычных выданняў, што выдавалiся ў краi, i паказальнiкамi зместу гэтых выданняў (у т.л. памятных кнiжак, губернскiх ведамасцей i iнш.).

Паказальнiкi могуць рыхтавацца як у традыцыйным, так i ў аўтаматызаваным рэжымах.

5.4. Бiблiяграфiчнае абслугоўванне.

5.4.1. Даведачна-бiблiяграфiчнае абслугоўванне па краязнаўчых запытах ажыццяўляецца з выкарыстаннем усяго ДБА бiблiятэкi i, у першую чаргу, яго краязнаўчай часткi.

5.4.2. Бiблiятэкi сiстэматычна вядуць бiблiяграфiчнае iнфармаванне аб краязнаўчых дакументах, якiя паступiлi ў iх фонды або фонды iншых бiблiятэк рэгiёна, у адпаведнасцi з канкрэтнымi краязнаўчымi бiблiяграфiчнымi запытамi асобных чытачоў цi калектываў у традыцыйных формах бiблiяграфiчнага iнфармавання.


5.4.3. Распаўсюджванне краязнаўчых ведаў праводзiцца сiстэматычна, ўваходзiць састаўной часткай у агульны план масавых мерапрыемстваў бiблiятэкi i ажыццяўляецца ў цеснай сувязi з усiмi грамадскiмi, навуковымi, дзяржаўнымi арганiзацыямi i ўстановамi, якiя займаюцца краязнаўчай работай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий