СЕКРЕТЫ КОЛОБКА, РЕПКИ И КУРОЧКИ РЯБЫ

КОРЕШКИ да ЛИСТИКИ <книги-детям>
Какие три самые первые, три самые известные любому ребенку русские народные сказки вы назовёте? На мой взгляд, тут вариантов немного: "Колобок", "Курочка Ряба" и "Репка". Сказки маленькие, простенькие, наизусть каждому известные. Разве могут в них быть какие-то тайны-секреты? Где им там - секретам этим - спрятаться?
А вот есть где!
Начнём с того, что "Курочка Ряба", известная большинству, - это укороченный вариант сказки, которая заканчивается не тем, что курочка успокаивает деда и бабу, обещая им снести новое яичко - простое - взамен разбитого мышкой золотого.
Да и чего они вообще плачут? Скорлупки-то золотые никуда не делись!
В полном варианте сказки от разбитого яичка случается апокалипсис локального масштаба: куры взялись летать, ворота скрипеть, столбы хохотать, попадья тесто раскидала, поп книгу разорвал, всю по полу разметал (а то и вовсе - ударился об косяк и помер). Вот, мол, какие яичко-то вышло дорогое.
Вариантов этой сказки существует множество. Вот, например, один из вариантов в обработке А.Н.Афанасьева:
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
А вас никогда не смущало, что курочка как-то странно утешает деда с бабой, обещая им простое яичко взамен золотого? Так вот - оказывается всё наоборот было! Сначала простое - пёстрое, вострое да костяное. А уж потом - в утешение старикам - золотое (но не во всех вариантах!)
Интересно, что этот простой сюжет породил множество сложных (и не очень) толкований. Кто-то из исследователей видит в сказке просто комическую ситуацию, своего рода анекдот, как из-за сущей ерунды началась цепь серьезных неприятностей и бед. А кое-кто из толкователей называет яйцо символом целого мира, разрушенного хтоническим хвостатым существом...
Теперь возьмёмся за "Репку"...
Вы задумывались, почему в наиболее известном варианте этой детской сказки все герои безымянны, и только собаку зовут по имени? - "мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку..."
А дело в том, что раньше собака тоже была без имени, и в сказке она называлась "сучкой". Понятно, что в детских книжках "сучке" было не место, и слово это трансформировалось в приличную и понятную "Жучку", пусть и несколько выбивающуюся из ряда. Могу ошибиться, но, кажется, имя безымянной сучке первым дал писатель и педагог Ушинский.
И это не единственный сюрприз!
Оказывается, эту сказку мы тоже знаем в изменённом варианте. В настоящей сказке, записанной Афанасьевым, на помощь бабке, дедке, внучке и сучке пришли не кошка с мышкой, как мы привыкли, а какие-то непонятные загадочные "ноги":
Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла но́га. Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла дру́га но́га; дру́га но́га за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой но́ги). Пришла пя́та но́га. Пять ног за четыре, четыре но́ги за три, три но́ги за две, две но́ги за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
Так же не все знают, что сюжет этой истории порой развивался не так, как мы привыкли. Есть вариант сказки, где персонажи репку не вытянули и оставили - а ночью пришла мышка и всю её погрызла. Сразу новый смысл появился: не бросай дело, доводи до конца! Еще вариант - мышка не тянула репку со всеми, а подгрызла корешок. И новый смысл - не трать силу впустую, подойди к делу с умом, найди корень проблемы.
Вам какой вариант кажется более интересным и поучительным? Мне - про корень...
Ну и третья сказка - "Колобок"...
Наверное, все помнят, что советует старик старухе: "По амбару помети, по сусекам посреби"... А что такое сусек? Чаще всего сусеком называли отгороженное в виде ящика (ларя) место в амбаре. Но есть и другие толкования. В некоторых регионах сусеком называли объемные долбленые посудины для хранения зерна. Так же есть мнение, что сусек - это отдельное небольшое помещение, где хранили не расходуемый запас хлеба; такой сусек был похож на копилку: зерно или хлеб засыпали через небольшое отверстие сверху, единственное в сусеке.
Само слово "колобок" родственно словам "калабашка" - так называли грубую посудину, "калабашек" - лепёшка из остатков квашни.
Академик Никита Ильич Толстой считал Колобка существом магическим, а его песенку - защитным средством, заговором, "текстом творения". Рассказывая сказку про Колобка, повторяя раз за разом песенку, рассказчик защищал свой дом, свое хозяйство от бед и нечистой силы.
Обратите внимание: Колобок - поскрёбыш; поскрёбышами называли последнего позднего ребёнка. В народе считалось, что люди-поскрёбыши обладают даром лекаря и знахаря, что они могут противостоять ведьмам и колдунам. А если учесть, что Колобок-поскрёбыш обжигался-пёкся в огне, который тоже наделялся магическими свойствами, то от бабушки и дедушки ушёл не какой-то кусок хлеба, а настоящий ведьмак, которому ни волк, ни медведь были не страшны, и одолеть которого можно было разве только хитростью.
Вот такой вот он, непростой Колобок...



Комментариев нет:

Отправить комментарий