6 КЛАССИЧЕСКИХ ДЕТЕКТИВОВ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

    Storytel RU

Думается, Огюст Дюпен, персонаж американца Эдгара Аллана По, «еще молодой человек, потомок знатного, но обедневшего рода», по праву считается предтечей великих детективов вроде Холмса и Пуаро, хотя сам профессиональным сыщиком никогда не был. Загадки Дюпен разгадывает больше из любопытства, выводы делает, основываясь на чтении газет, личных наблюдениях и общении с полицией. Ум и широкий кругозор, который, к слову сказать, увеличивается с каждым днем, благодаря поглощению книг, позволяют герою строить нетипичные догадки и делать парадоксальные выводы.
Например, в рассказе «Убийство на улице Морг» Дюпен угадывает мысли собеседника, исходя из темы разговора и мелькнувшей улыбки оппонента, а тайну Мари Роже раскрывает еще и потому, что умело анализирует газеты. Интересно и то, что в рассказах о Дюпене (их три, последний – «Похищенное письмо») писатель не просто позволяет читателю наблюдать за расследованием, но вовлекает его в свои интеллектуальные игры.

Кажется, ни один литературный персонаж не может похвастаться таким фан-клубом, как Шерлок Холмс. Проходят десятилетия, а интерес к детективу с Бейкер-стрит и его забавному помощнику Ватсону только растет.
Но далеко не все знают, что прототипом невероятного Холмса и родоначальником дедуктивного метода (кстати, криминалистики тогда еще не существовало) был реальный человек. По одной из версий, это учитель Конан Дойла – хирург королевской лечебницы Эдинбурга Джозеф Белл. С детства Белл изучал анатомию и химию, особенно интересовался влиянием ядов на организм человека. Поэтому много времени проводил в домашней лаборатории.
Став врачом, восхищал не только своих студентов, но и больных. Анализируя внешность и симптоматику поведения, мог поставить диагноз еще до того, как пациент успевал пожаловаться на здоровье. К тому же Белл никогда не отказывал в помощи беднякам. Нередко сотрудничал и с полицией. Однако, когда книги о Холмсе стали популярными и доктору начали задавать вопросы о том, не он ли вдохновил Дойла, тот скромно отвечал, что прообразом гениального сыщика мог стать только его создатель.

Эркюль Пуаро (Эркюль – французское произношение имени Геракл) – герой множества рассказов и романов Агаты Кристи, открыто называвший себя великим человеком. Своей напыщенностью он бесил даже создательницу, но Кристи, зная о читательской любви к этому толстенькому лысоватому человеку, считала себя не вправе бросать истории про Пуаро. В итоге, если не принимать во внимание 54 рассказа и пьесы, она написала о нем 33 романа.
Идеально закрученные усики, безупречные манеры, высокомерные речи и блестящий ум сделали этого бельгийца-эмигранта по-настоящему популярным. Согласно своему методу, Пуаро сначала выяснял обстоятельства преступления, с помощью дедукции восстанавливал цепь событий и выстраивал единую картину. Но главное, что помогало ему ловить самых хитроумных злоумышленников, – понимание логики преступника.

А вот комиссар Мегрэ, лицо детективной серии бельгийского писателя Жоржа Сименона, очень похож на обычного человека и в отличие от коллег-детективов себя особо не выпячивает. Не любит, когда его называют по имени, поэтому даже мадам Мегрэ зовет мужа по фамилии. Ведя расследование, полицейский пытается вжиться в образ преступника.
Он постоянно общается с подозреваемыми, полностью погружаясь в среду их обитания. Не всегда комиссар (и в этом он тоже близок к реальным людям) стремится наказать преступника. Например, в «Гневе Мегрэ» он позволяет событиям развиваться естественным образом, а в «Человеке, повесившемся в церкви» готов отпустить виновного. Впрочем, есть и странные моменты: возраст Мегрэ от романа к роману почти не меняется, зато эволюционируют его философские взгляды.

С божьей помощью раскрывает преступления отец Браун – католический священник, придуманный Гилбертом Китом Честертоном. Ум и христианское смирение помогают патеру ставить себя на место самых изворотливых преступников и понимать их замыслы. Как и Мегрэ, он не всегда стремится к наказанию виновных, ведь исходит из других побуждений. Проповедь и исповедь – истинное орудие отца Брауна, возвращающее отступников в лоно добродетели. Так, в частности, произошло и с преступником (а после – помощником патера) сыщиком Фламбо.
Впрочем, у отца Брауна, как и у Шерлока, был прототип. Священник, а потом и духовник Честертона Джон О’Коннор в свое время поразил писателя мудростью, знанием человеческой натуры и пониманием природы зла. К тому же О’Коннор сыграл серьезную роль в духовном становлении писателя, а в 1937 году даже написал книгу об их дружбе – «Отец Браун о Честертоне».

Конечно, в финале этой небольшой заметки можно было бы написать о мисс Марпл, бодрой старушке из еще одной детективной серии Агаты Кристи, про Эжена Видока, реального преступника и сыщика пушкинских времен, ставшего автором захватывающих мемуаров, про странного Ниро Вульфа, придуманного американцем Рексом Стаутом, и много о ком еще.
Но все же обратить внимание я хочу на другой лагерь. С тех пор как французский писатель Морис Леблан сочинил своего Арсена Люпена, вышло немало экранизаций, комиксов и продолжений, повествующих о жизни этого романтического «джентльмена-грабителя». В Этрете вор-авантюрист обзавелся собственным музеем. Что не удивительно. Ведь кроме лихости (красть Люпен может даже сидя в тюрьме) и прекрасного чувства юмора (нередко грабитель уведомляет опасающихся аристократов о том, что рад бы похитить их драгоценные картины, но не интересуется подделками), этому персонажу присуще невероятное обаяние.
Он ненавидит убийства, обожает хорошеньких женщин и частенько (в своих интересах) помогает полиции. Люпен наделен природным артистизмом и для дела может прикинуться как бродягой, так и рафинированным миллионером. Не все его задумки безупречны, однако неудачи лишь еще больше приближают Люпена к читателям.






Комментариев нет:

Отправить комментарий