Василий Тяпинский
гуманист и еретик
гуманист и еретик
Тяпино
Василий Тяпинский (1530-1600) —
гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник и переводчик ВКЛ.
Родился в семье шляхтича господарского полоцкого повета (Тяпино,
Чашникский район), «кровнородственной» роду Слушка, герба "Остоя".
Участвовал в Инфлянтской войне c
Московским царством, служил у подканцлера Остафия Воловича,
который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в
Великом Княжестве Литовском.
По своим взглядам Тяпинский был близок
к Сымону Будному.
Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах. Воевал,
путешествовал, сблизился с радикально настроенными протестантами — социниами
(антитринитариями).
[ Антитринитарии - приверженцы
унитарианской системы верований в христианстве, не принимающие догмат о Троице.
Антитринитарная идеология была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 году.
]
Тяпинский отстаивал позицию,
заключающуюся в том, что владеть имениями и землей, а также участвовать в
справедливых войнах против нашествий и угрозы тирании — это не грех и не
противоречит Библии, как считали крайне левые антитринитарии.
С возмущением он писал о
необразованности и ренегатстве православного духовенства, которое отказывалось
от родного языка, считая его слишком грубым для храма, в то время как само
плохо владело принятым в богослужении церковнославянским.
Главным делом жизни Василя Тяпинского
стало просвещение народа.
Ради этого он взялся за перевод на белорусский
язык Евангелия и на собственные деньги
основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная
и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел.
По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от
Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеревался издать и Катехизис,
однако этот план остался нереализованным.
"Евангелие" Василя Тяпинского
напечатано в два столбца - на церковнославянском и белорусском языках с
многочисленными толкованиями и ссылками на источники. Удачное оформление
инициалами и орнаментами напоминает виленские издания Скорины.
http://www.raruss.ru/slavonic/slav5/3910-white-russia-slavonics.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий