БИБЛИОТЕКА РЕКОМЕНДУЕТ

















ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ


В настоящее время, к сожалению, у детей падает Интерес к самостоятельному чтению. Суть выставочной работы – раскрывая фонд библиотеки, заинтересовать читателя, побудить его взять какие-то из представленных документов (изданий). Но сегодня для привлечения внимания к книге уже недостаточно просто поставить её на выставочную полку. Ведь одной из ключевых тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют глобальные компьютерные сети, позволяющие получить доступ к любому виду данных в любом месте и в любое время. Следовательно, библиотекарям необходимо искать новые формы доведения информации до своих потенциальных пользователей, в том числе посредством виртуальных выставок.


Что же такое виртуальная выставка и какой она должна быть в библиотеке?

На этот вопрос нет единого ответа. Одни полагают, что виртуальная выставка – это анимация с изображением картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах. Другие, что это 3D- анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов.

Виртуальная книжная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Есть ли единый подход к организации виртуальных выставок?

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы – изображение обложек книг и аннотаций изданий в формате документа Мs.Word, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа представлен разнообразный иллюстративный, аудио, видео материал, библиографические списки по теме и др.

Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет. Электронные выставки могут быть представлены и в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми… Использование в числе других средств возможности Web-дизайна – следующий шаг в развитии концепции виртуальных выставок.

Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрирующиеся в библиотеке, и создаются специально для предоставления в интерактивной форме. Такие выставки делаются как мини-сайты, где большое внимание уделяется не только традиционным библиотечным приемам раскрытия информации о книге, но широко используются возможности виртуального пространства по привлечению дополнительных видов информации (Н.: оцифрованные выдержки из книги, рецензии, отзывы, интерактивные ссылки и т.д.).

Каковы достоинства виртуальных выставок и какие возможности они предоставляют библиотекарям и читателям?

Достоинство виртуальных книжных выставок – возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

В отличие от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:

1. использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;

2. использование ИНТЕРНЕТ даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;

3. массовость. На обозрение может быть представлено бо́льшее количество книг;

4. вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн;

5. автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

6. мобильность. Чаще всего электронные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах;

7. экономичность. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

В каком формате может быть создана электронная выставка?

Простейшая электронная выставка может быть создана в формате «PowerPoint». В этом случае у Вас получится набор цветных картинок-слайдов, который хранится в файле специального формата, или:

-       динамический синтез текста, изображения, звука;

-       яркие доходчивые образы;

-       современные программные технологии;

-  интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

-  мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

-       способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.
Каков алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок?

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе. На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.). В виртуальной книжной выставке, как и в традиционной, используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т.д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т.д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

– художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т.д.);

– библиографическое описание книги;

– аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Натальи Владимировны Збаровской приведён алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок.

I. Разработка модели электронной книжной выставки:

-       выберите тему вашей электронной выставки;

-  проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки;

-       подберите необходимые вам книги и иллюстрации;

-       составьте схему выставки.

II. Техническая подготовка проекта:

-       проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы;

-       создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III. Оформление работ в формате PowerPoint:

-       создайте несколько слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны;

-       проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации;

-       проведите предварительный просмотр презентации;

-       исправьте замеченные вами недостатки;

-       подготовьте презентацию к показу.

IV. Проведение презентации.

На что следует обратить внимание, работая над виртуальной выставкой?

При работе над выставкой, большое внимание уделяется дизайнерским решениям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает виртуальную выставку сделать живой и динамичной. Применение флэш-технологии даёт возможность использовать аудио- и видео-форматы (то есть звуковые файлы и видеоролики), сделать выставки мультимедийными и интерактивными.

Мультимедийность выставок позволит более эффективно решать содержательные задачи, а интерактивность, помогает привлечь и вовлечь читателя в мир книги, создать обратную связь. Интерактивный режим – диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Познакомившись с предложенной информацией, пользователь имеет возможность: высказать своё мнение, добавить свой материал, поучаствовать в обсуждении в режиме «он лайн».

ИСКУССТВО БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
" Лучше поменьше прочесть,
Но побольше подумать над прочитанным"
С. Я. Маршак.
КАК ЧИТАТЬ КНИГУ
1. Дочитывай книгу до конца; не пропускай страницы .
2. Читай медленно, не торопясь – лучше запомнишь прочитанное.
3.Читай осмысленно. Не допускай механического чтения.
4. Для восприятия прочитанного познакомься с аннотацией, прочитай эпилог.
5. Когда встретишь незнакомое слово во время чтения книг, периодики, обращайся к словарям, справочникам,  энциклопедиям.
6. Не дочитав книгу до конца, вложи закладку на то место, где остановился.
7. Прочитав книгу, обговори ее с товарищами, родителями.
КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ
1. Определи тему.
2. Подбери литературу:
- документы, первоисточники;
- монографии, справочники, сборники;
- газетные и журнальные материалы.
3. Основательно изучи литературу. Читая книгинеобходимо выписывать цитаты, основные мысли.
4. Составить список разделов, которые могут быть и планом реферата.
5. Продумать план реферата, возможно его можно расширить.
6. Систематизировать и отработать материал.
7. Окончательно продумать и уточнить план реферата. Обязательно включить в план актуальность теми и ее значение.
8. Написать реферат.
9. В конце реферата необходимо приложить список использованной литературы.
10. Библиографическое описание источников в списке литературы вносятся по правилам:
- для книг необходимо указать: фамилия и инициалы авторов, название книги, выходные данные, место и название издательства, год издания, количество страниц;
- для журнальных статей определяют: фамилия и инициалы авторов, полные названия статей, сокращенные названия журналов, годы, номера, тома, вы пуски, страницы;
- для статей из книг и сборников должны быть указаны фамилия и инициалы авторов, названия статей, изданий, издательств, в которых изданы статьи, место изданий, годы изданий, страницы.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ
1. Перед тем, как читать газету, пересмотри заголовки всех статей - это поможет тебе выбрать, интересующий материал.
2. Пояснение непонятных слов найди в словаре или кого-то спроси.
3. Возьми книгу о том, что тебя особенно заинтересовало во время чтения газеты.
КАК РАБОТАТЬ С ЦИТАТОЙ
1. Цитатой пользуются для уточнения и подтверждения
2. Нельзя злоупотреблять цитатами.
3. Цитата должна выписываться так, чтобы у нее была законченная мысль автора.
4. Каждая цитата берется в кавычки.
5. После цитаты указывается источник
-фамилия автора;
название книги;
- место и год издания;
- номер тома и страницы.
ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ
1. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
2. Не бросай книгу не дочитанной без серьезных причин.
3. Научись пользоваться оглавлением.
4. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
5. Читай хоть немного, но основательно.
6. Читай необходимое, хотя и неинтересное.
7. Читай самое лучшее, что можно достать.
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КНИГАМИ
( советы ученику )
Книга – кладезь мудрости людей множества поколений. Мы находим в них ответы на любые вопросы. Советы – как поступить, что сделать, тоже  книги дают. А книги, которые помогают тебе учиться, называются учебниками. Много труда вкладывают в каждый учебник ученые, педагоги, художники, полиграфисты. Твой долг перед этими людьми – сохранять учебники в хорошем состоянии.
Сегодня, когда ты держишь в руках учебник, хотелось бы попросить тебя
БЕРЕЧЬ ЕГО - СВОЕГО ДРУГА.
А для этого надо только учебник не рвать, не пачкать, не разрисовывать, не делать записей на полях, не загибать страницы, не бросать где попало, не перегибать, не закладывать карандаш или ручку, не брать грязными руками, во время еды не держать перед собой, не пользоваться книгой на солнце. Ну а если все-таки случилось неожиданное появилось пятно на странице, помялись некоторые листы, попали капли от воды или, что еще хуже, «поселилось» масляное пятно, что тогда?
Тогда «лечи» учебник.
И делай это так.
Жирные пятна можно удалить чистым бензином или кашицей из толченого мела, замешанного на бензине. Кашицу нанести на пятно, а когда она высохнет - счисти осторожно. Но если жирное пятно свежее, то его легко удалить, погладив горячим утюгом, проложив с двух сторон промокательную бумагу. Следы от пальцев и карандаша стирай мягким ластиком. Мятые страницы гладь теплым утюгом, проложив между листами белую бумагу. Сложнее лечить книгу, если
она попала в воду, под дождь. В этом случае поступай так: раскрыв веерообразно учебник, поставь его в сухом, теплом месте и хорошо проветриваемом помещении; как только книга подсохнет – но не до конца – положи ее под пресс; склеившиеся листы перегибай то в одну, то в другую сторону. А если они не расклеиваются, подержи немного под паром. Можно «прочесать» старой расческой, осторожно передвигая ее взад-вперед. Теперь влажные листы проложи папиросной бумагой, промокашками (если они есть!), а на следующий день прогладь утюгом через фильтровальную бумагу.

Учебники « отблагодарят» тебя за заботу о них новыми знаниями, тайнами, открытиями.
Дружи с учебниками!
Сегодня они – сподвижники в учебе, а завтра - помощники в труде!

Книга в семье
Рекомендации для родителей
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя, нужно прежде всего развивать у него познавательный интерес.
О наличии познавательного интереса у ребенка говорят его стремление к углубленному изучению предмета, регулярное самостоятельное пополнение знаний в какой-то области, активное приобретение необходимых для усвоения этих знаний способов познания, преодоление возникающих в работе трудностей, умение не отвлекаться, сосредотачивать внимание на основной теме, ставить вопросы, проявлять инициативу, эффективно использовать свободное время и т. п. Познавательный интерес постоянно изменяется. Он гаснет без поиска, творчества, возможности приобретения новых знаний и умений.
Познавательный интерес можно развивать через общение детей со взрослыми. Гуляя с ребенком на свежем воздухе, рассказывайте ему об удивительном мире животных и растений, о движении облаков, о том, какой путь проделало маленькое зернышко, чтобы стать вкусной булочкой, и т. д. Посещайте театры, выставки, библиотеки. Читайте и обсуждайте книги, детские газеты и журналы, отдельные заметки из периодических изданий для взрослых. Ведь чтение один из лучших способов удовлетворения потребности в пище для ума.
Домашняя библиотека
Формируя у детей интерес, следует позаботиться, чтобы они читали литературу разных жанров: сказки, приключения, научную фантастику, басни и др. В доме должна быть домашняя библиотека. Комплектовать «личную» библиотеку школьника можно по-разному, в зависимости от его интересов, возраста, материальных возможностей семьи. Но в ней обязательно должны быть представлены:
-справочные издания, где можно найти необходимые сведения при подготовке к урокам, чтении книг, просмотре телепередач и т. п. Это прежде всего научно-популярная и научно-художественная литература по программе школьного обучения, книги серии: «Я познаю мир», «Энциклопедия младшего школьника», словари, атласы и др;
- любимые детьми художественные произведения. Это могут быть книги, которые вы им подарили, сделав памятную надпись, — рассказы о животных, приключенческие повести. Художественная литература — особый вид познания действительности. Автор не просто описывает эпизоды жизни, явления, а передает их, преобразуя и одухотворяя;
-специальная литература — издания, помогающие малышу развивать свои способности, заниматься любимым делом.
Как подружить ребенка с книгой
Первые шаги
Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. Сейчас же все обстоит иначе — на прилавках много детской литературы, и в этом изобилии очень трудно ориентироваться. У родителей появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка?
Вот несколько рекомендаций:
- Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий. Покупайте книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы.
- Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка. Не стоит читать пятилетнему малышу учебник по зоологии, даже если он любит возиться с котятами. Куда больше в этом случае подойдут рассказы Джералда Даррелла или Виталия Бианки.
- Книга должна быть хорошо оформлена и должна доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Большие, яркие рисунки привлекут внимание малыша, а крупные буквы вдохновят на самостоятельное чтение. Следует покупать книжки с простыми и понятными ребенку рисунками.
- Обращайте внимание на прочность книги: не слишком ли тонкие страницы, хорошо ли прикреплена обложка.
-  По формату книги лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок мог сам переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.
Выбрав книгу для чтения, сначала покажите ее ребенку, расскажите о том, как она попала в дом. Полистайте ее вместе, рассмотрите рисунки. Пусть ребенок сам полистает книгу. Когда он удовлетворит свое любопытство, заострите его внимание на том или ином рисунке, называя и показывая детали.
Когда ребенок начнет получать удовольствие от подобного совместного «чтения», можно перейти к совместному пересказу текста, показывая и называя предметы, героев книги, изображенных на рисунках. Однако старайтесь, чтобы пересказ не был чрезмерно длинным, не содержал сложные предложения и обороты речи.
Вслед за этим переходите к более сложным пересказам сюжета и к собственно чтению. Но как только заметите, что малыш устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, чтобы не сформировать негативное отношение к чтению.
Учитывайте характер своего ребенка. Один малыш может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Причин может быть много. Например, взрослые читают слишком быстро, слишком медленно или слишком долго, и ребенок утомился; малыш плохо себя чувствует, устал или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим; рисунки в книге неинтересные, непонятные, или их мало.
Не старайтесь хитростью, а тем более силой заставить малыша читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге.
Читать – это интересно!
Интерес к чтению формируется с приобретением опыта переживания сюжета книги, полного погружения в описываемые события, ребенок должен испытать состояние сопереживания героям и сосуществования с ними в воображаемом пространстве. Если вы услышите: «Я даже забыла, что я читаю книгу», «Мне кажется, что эти ребята — мои друзья, как Наташа и Дима», «Читать интереснее, чем смотреть фильм, потому что я представляю все очень подробно и так, как мне хочется», — значит, какой-то рубеж вашим ребенком уже преодолен, и именно теперь он начинает приобретать опыт Читателя.
Скорость чтения является важным, но отнюдь не главным условием для накопления такого опыта. Ребенок может обладать минимальными навыками, но увлечение содержанием побуждает его читать все быстрее и быстрее. Поэтому очень важно найти книги, которые заинтересуют его по-настоящему. «Денискины рассказы» Виктора драгунского, книги Эдуарда Успенского, сказки, увлекательные произведения Николая Носова, ДжанниРодари и т. д. будут интересны детям младшего возраста. Затем наступит переходный период, когда ребенка можно будет приобщать к литературе большего объема и более высокого уровня сложности. Трудно ожидать, что ребята сразу же увлекутся Марком Твеном или Жюлем Верном, — для этого необходим определенный опыт чтения. Для многих детей «переломными» книгами могут стать, например, произведения Клайна Льюиса, Джона Толкина, книги серии «Детский детектив». Это добрые и захватывающие произведения.
Сегодня, к сожалению, выпускается много литературы, способной сформировать у ребенка отнюдь не безобидные образные и этические стереотипы. В какой-то степени это тоже читательский опыт. Если вы почувствовали, что образы такой книги стали заполнять жизнь ребенка все больше и больше, попробуйте «забрать» ее. Но сделать это нужно корректно, тактично. Попытайтесь объяснить ребенку, что именно вас тревожит, и предложите взамен другую книгу с не менее захватывающим сюжетом.
Рекомендуя сыну или дочери прочитать любимые книги вашего детства, проявляйте сдержанность — надо предоставить детям право самостоятельно определить свои пристрастия в чтении. Родителям следует также учитывать, что интерес к книгам о войне, технике, оружии и т. п. чаще проявляется у мальчиков, а сказки о принцессах или пособия по рукоделию скорее заинтересуют девочек.
Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку полюбить книги и научиться читать быстро.
• На первых порах можно читать по очереди (через строчку или через абзац) или вместе с ребенком — хором. Когда малыш следит по тексту за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, он усваивает применение средств интонационной выразительности речи — пауз, логических ударений и т. д. Чтение вслух не должно быть долгим. Доказано, что при обучении важна не длительность, а частота упражнений. Поэтому лучше, если домашние тренировки будут проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час — два — снова пять минут чтения.
• Постепенно передавайте инициативу малышу. Предложите ему почитать вам. Если вы создадите соответствующее настроение и продемонстрируете свой неподдельный интерес к книге, то ваш ребенок, прочитав первые строчки, непременно захочет узнать: а что же будет дальше? Как только вы почувствуете, что малыш увлечен, предоставьте ему возможность продолжить чтение про себя. Именно такой режим помогает увеличить скорость чтения, полноту восприятия, освобождает от необходимости постоянно контролировать появление ошибок и способствует развитию воображения. Если вы попросите ребенка рассказать, чем закончилась история, что понравилось, а что хотелось бы изменить в действиях героев, то не только решите проблему пересказа, но и создадите атмосферу читательского сотворчества.
• Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Можно рассказать занимательный эпизод из какого-нибудь произведения и вместо ответа на вопрос «А что дальше?» дать ребенку книгу. Увлеченный сюжетом, он в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем малыш прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
• Очень хорошо, если в семье практикуется семейное чтение вслух — не для ребенка, а вместе с ребенком. Взрослые часто думают, что трудные, с их точки зрения, книги детям неинтересны. Но непонятное иногда не менее привлекательно, чем знакомое. Выбирайте интересные по сюжету книги. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Дубровский», «Маленькие трагедии», «Руслан и Людмила», произведения Марка Твена очень нравятся детям. Привидения, приключения, тайны, чудеса, ожившие портреты, странствия и, наконец, любовь... О ней дети думают, любят слушать и переживают за героев волнующих историй не меньше, чем взрослые.
Продолжительность такого чтения должна составлять 20 — 30 минут, чтобы дети не устали, не утратили интерес.
• Ученику начальной школы можно предложить аудиокассеты с записями литературных произведений. Вначале пусть ребенок только слушает, а потом предложите ему следить за текстом по книге. Вы и сами не заметите, как скорость чтения и уровень понимания текста у малыша возрастут.
Практические рекомендации
Существует множество проблемных ситуаций, связанных с чтением. Для каждой из них есть свои пути решения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Ребенок до школы очень любил читать книжки, но с тех пор, как он начал учиться, интерес к чтению стал падать.
Пути решения:
- Предложите ребенку отдать кому-нибудь книги, которые он уже не читает. Но прежде посмотрите в каком они состоянии. Если они слегка потрепанные, займитесь вместе их реставрацией. Это в очередной раз привлечет его внимание к книгам.
-  Попробуйте через игру пробудить у ребенка интерес к чтению. Например, пусть ребенок угадывает произведение по словам (иллюстрациям).
- Создавайте ситуации успеха, хвалите ребенка после прочтения очередной книги, отмечая это как очень важное событие.
- Давайте ребенку читать различные по тематике книжки.
-  Прочитайте с ребенком книгу, по которой снят фильм. А затем посмотрите фильм и обсудите с ним, например, удачно ли режиссер воплотил в фильме сюжет книги, такими ли представлял себе ребенок героев книги и т. д.
-  Попробуйте вместе с ребенком написать рассказ, в котором ваш малыш будет главным героем.
- Выбирайте для ребенка книги, где мало текста, но есть большие, красочные иллюстрации.
-  Пусть каждодневное семейное чтение станет традицией в вашей семье.
2. Ребенок очень увлечен компьютерными играми и просмотром видеофильмов, поэтому книги читает крайне редко.
Пути решения:
- Распределите вместе с ребенком время для чтения и для игр. Но помните: никакого насилия! Никаких запретов!
- Периодически читайте ребенку перед сном.
- Многие книжные тексты выпускаются в компьютерном варианте. Приобретая их для ребенка, вы тем самым привлечете его внимание к чтению.
- Расскажите сыну или дочери, что много интересной информации о событиях, происходящих в компьютерных играх, можно найти в книгах (например, если игра связана с историей).
3. Ребенок не проявляет интереса к чтению, хотя в домашней библиотеке есть много хороших книг.
Пути решения:
- Пополняйте домашнюю библиотеку новыми изданиями, учитывая возраст ребенка.
- Читайте книгу по очереди (начинает взрослый, ребенок продолжает).
- Обсудите книгу в разговоре между взрослыми в присутствии ребенка, чтобы у него появилось желание принять участие в обсуждении.
-  Обсуждая с ребенком его школьные дела, старайтесь найти параллели в литературе. Возможно, ребенок захочет чаще обращаться к книгам и искать в них ответы на свои вопросы.
4. Ребенок чрезмерно много читает, но при этом не вдумывается в содержание книги. Он каждый раз пытается свести содержание новой книги к набору готовых схем и оценок.
Пути решения:
- Покупайте книги вместе с ребенком.
-Знакомство с новой книгой начните с обложки. Затем перелистайте книгу, оцените ее содержание.
- После прочтения книги обсудите с ребенком вопросы: чему учит эта книга? Что понравилось в характерах главных героев? Что запомнилось больше всего?
- Предложите ребенку игру «А если...», где он должен придумать свои варианты завершения сюжета.
- Нарисуйте героев книги или сделайте рисунок к какому-либо запомнившемуся моменту.
Первый поход в библиотеку
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном и чудесном мире книг, выбрать нужную книгу для чтения, следует посещать вместе с ним детскую библиотеку.
Отправляясь первый раз в библиотеку, не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность. Когда вы получите читательский билет, можете подойти к библиотечным полкам. Книги на полках расставлены в определенном порядке, по темам. Однако как узнать подробнее, о чем та или иная книга?
Часто о содержании нам говорит название книги, фамилия автора, а также иллюстрации. Если вы читали книги Виталия Бианки, то примерно знаете, о чем и как он пишет. Если в книге нарисованы рыбки и аквариум, вряд ли в ней будет рассказываться о медведях или пчелах.
Но все же основными советчиками при выборе книги для вас, конечно, будут аннотация и предисловие. Аннотация – это краткое содержание книги. Всего две-три фразы о самом главном. Предисловие – это небольшая статья об авторе, истории написания книги, ее героях. Так, даже не читая книгу, вы можете узнать, о чем она рассказывает.
Может случиться, что необходимой вам книги на полке не окажется. Возможно, ее читает уже кто-то другой или же ее нет в этой библиотеке. Проверить последнее поможет библиотечный каталог (перечень всех книг библиотеки).
У многих есть домашние библиотеки. Возьмите школьную тетрадь и составьте вместе с ребенком опись ваших книг: напишите фамилию автора и название книги. На каждой строчке – одна книга. Это и будет самым простым каталогом.
В библиотеках вы чаще встретите алфавитный и систематический каталоги.
Правила обращения с книгой
Чтобы приятный процесс чтения не сказался отрицательно на здоровье ребенка, помните о следующих моментах:
- читая, ребенок должен сидеть прямо, не горбясь;
- читать лежа нельзя, от этого портиться зрение;
- книга должна быть хорошо освещена. Лучше, если свет падает сверху или с левой стороны. При слабом свете читать вредно – глаза напрягаются, быстро устают, и зрение слабеет. Не забывайте, что при хорошем освещении глазам надо давать отдых – минут десять через каждый час;
- очень важно, чтобы книга находилась на расстоянии не мене тридцати сантиметров от глаз.
Прививая ребенку любовь к чтению, учите его также бережному отношению к книге. Существуют определенные правила обращения с книгой:
- Книгу нельзя брать грязными руками или класть ее на грязный стол.
- Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портиться. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о «здоровье» книги, мы заботимся о своем здоровье.
- Переворачивать страницу надо за верхний уголок, чтобы не стирались номера страниц, нельзя загибать уголок, так как он быстро отваливается.
- Нельзя закладывать в книгу карандаш или ручку. От этого портиться переплет. Лучше сделать закладку из цветной бумаги или открытки.
- На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать.
- Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается.

Хотите,
    чтобы Ваш ребёнок
                                   много
                            и с удовольствием читал?

               

  ПОПРОБУЙТЕ:

·       регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с яркими иллюстрациями;
·       использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
·       читать книги, интересные ребенку, про
животных, игрушки, динозавров, сказки, приключения;
·       разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином;
·       записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать.
·       cочинять их вместе с ним. Делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;
·       устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;
·       создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниями Вашего ребенка;
·       всегда иметь дома достаточно “материала” для чтения;
·       подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;
·       отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему,  что книга – источник знаний;
·       познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;
·       берите его с собой в библиотеку, чтобы он мог брать их с полки и рассматривать, выбрать книгу домой
·       сделайте чтение приятным время препровождением;
·       дарите ребёнку книги.

Как работать с книгой
Методика
Книгу по достоинству называют учителем жизни. Она важнейший источник знаний, хороший советчик и друг. Недаром в народе говорят: «Испокон века книга растит человека». Работа с книгой требует, помимо чтения, умения записывать прочитанное. Записи помогут вам лучше усвоить содержание книги, надолго её запомнить.   Выбор вида записи зависит от того, с какой книгой приходится работать и какова цель работы. Основные виды занятий таковы:

Выписки
Выписывают, главным образом, отдельные мысли, выводы,  цифры, примеры, факты, хорошие стихи, острое слово. Выписывают то, что относится к интересующему вас вопросу.

Цитаты
Отрывок из текста книги, приводимый  дословно, без изменений. Для цитирования выбирают те места, которые наиболее полно и ярко выражают основные мысли автора.

План
Краткий перечень основных мыслей, изложенных в книге или  главе, как бы расширенное оглавление.

Тезисы
Сжато сформулированные основные положения текста, раскрывающие главные мысли текста, поясняющие эти мысли.

Аннотация
Очень краткий рассказ о книге, сжатая её характеристика. В ней  раскрывается содержание книги, иногда даются  сведения об авторе.

Библиотекарь - родителям
10 практических советов как вырастить книгочея:
(для дошкольников и учащихся начальной школы)
1.         Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успеха­ми в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
2.         Формируйте привычку! Читайте каждый день. Просто так. Чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с «обязаловки». Нет времени на длинную сказку? Читайте стихотворение, но делайте это ОБЯЗАТЕЛЬНО!
3.         Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, про­должать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
4.         Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому
прочитанному им слову как победеНе привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — с ярким, крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
5.         Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать самостоятельно книги «для души». Такое насилие убивает читательский интерес. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам!. Если вы читали ему много и часто, то будьте уверены, он сделает это.
6.         Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует не­гативное отношение к нему.
7.         Читайте сами! Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий ро­дитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи­танным. Этот пример может стать заразительным для них.
8.         Самое важное, что могут родители, — посоветовать, школьнику,  записаться в детскую библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее. Детская библиотека – это совершенно особая атмосфера. Конечно, любую книгу можно купить, но можно взять почитать ее на несколько дней и вернуть вовремя,  потому что другие ребята ждут ее и тоже хотят прочесть, гораздо «педагогичнее».
9.         Необходимо научить ребенка не бояться больших, «толстых книг». Ребенок должен научиться «чтению с продолжением», то есть начать читать большие книги, разбитые на главы. В день по главе. И прежде чем начать новую,  вспоминайте вместе, на чем остановились. Предвкушение продолжения порождает у маленького читателя интерес, затягивает.
10.   Каждому возрасту своя литература. Чтобы не гадать, что дать почитать, советуем брать хрестоматии для соответствующего возраста или библиографическое пособие: "Что и как чи­тать вашим детям от года до десяти" (СПб, 2000) известного библиографа нашей страны Ноны Николаевны Тимофеевой.
Н

КАЛЕНДАРЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ, ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ, ПАМЯТНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ
I.       Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь
Государственные праздники:
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля.
Общереспубликанские праздничные дни:
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь –     23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.
Религиозные праздничные дни:
Рождество Христово (православное Рождество) – 7 января;
Пасха – по календарю православной и католической конфессий;
Радуница – по календарю православной конфессии;
День памяти – 2 ноября;
Рождество Христово (католическое Рождество) – 25 декабря.
Профессиональные и прочие праздничные дни:
День белорусской науки – последнее воскресенье января;
День печати – 5 мая;
День семьи – 15 мая;
День пионерской дружбы – 19 мая;
День охраны окружающей среды – 5 июня;
День молодежи – последнее воскресенье июня;
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;
День библиотек – 15 сентября;
День мира – третий вторник сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – первое воскресенье октября;
День матери – 14 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря.
Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня.
II.      Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями)
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;
День юного героя-антифашиста – 8 февраля;
Всемирный день радио – 13 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта;
Всемирный день поэзии – 21 марта;
Международный день лесов – 21 марта;
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;
Всемирный день театра – 27 марта;
Международный день детской книги – 2 апреля;
Международный день спорта на благо мира и развития – 6 апреля;
Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;
Международный день полета человека в космос – 12 апреля;
Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;
Международный день Матери-Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;
Всемирный день охраны труда – 28 апреля;
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8-9 мая;
Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития –       21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая;
Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
День юннатского движения – 15 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;
Международный день молодежи –12 августа;
Международный день благотворительности – 5 сентября;
Международный день грамотности – 8 сентября;
Всемирный день предотвращения самоубийств – 10 сентября;
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;
Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября;
Международный день пожилых людей – 1 октября;
Всемирный день учителя – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября;
Всемирный день городов – 31 октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;
Международный день энергосбережения – 11 ноября;
Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;
Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
Международный день солидарности людей – 20 декабря.

III. Юбилейные даты на 2018/2019 учебный год
29.10.2018г. – 100-летие Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ);
15.03.2019 г. – 25-летие Конституции Республики Беларусь;
26.06.2019 г. – 45 лет со дня присвоения Минску почетного звания «Город-герой»;
03.07.2019 г. – празднование 75-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.



Каляндар юбілейных дат
верасень

125-годдзе з дня нараджэння Андрэя Мрыя
105-годдзе з дня нараджэння Сяргея Грахоўскага
80-годдзе з дня нараджэння Анатоля Грачанікава
75-годдзе з дня нараджэння Ніны Мацяш
лістапад


85-годдзе з дня нараджэння Вячаслава Адамчыка
70-годдзе з дня нараджэння Яўгеніі Янішчыц
снежань


220-годдзе з дня нараджэння Адама Міцкевіча
100-годдзе з дня нараджэння Кастуся Кірэенкі
95-годдзе з дня нараджэння Анатоля Вялюгіна
75-годдзе з дня нараджэння Казіміра Камейшы

студзень

150-годдзе з дня нараджэння Ядвігіна Ш.
120-годдзе з дня нараджэння Міхася Лынькова
115-годдзе з дня нараджэння Алеся Якімовіча
100-годдзе з дня нараджэння Васіля Хомчанкі
100-годдзе з дня нараджэння Алеся Савіцкага

люты

105-годдзе з дня нараджэння Аркадзя Куляшова

сакавік

100-годдзе з дня нараджэння Міколы Лупсякова
90-годдзе з дня нараджэння Еўдакіі Лось
65-годдзе з дня нараджэння Міколы Мятліцкага

май

115-годдзе з дня нараджэння Паўлюка Труса

чэрвень

95-годдзе з дня нараджэння Васіля Быкава
85-годдзе з дня нараджэння Віктара Карамазава

Каляндар міжнародных і дзяржаўных свят
2 верасня
Дзень беларускага пісьменства
8 верасня
Міжнародны дзень пісьменнасці
21 лютага
Міжнародны дзень роднай мовы
3 сакавіка
Сусветны дзень пісьменніка
21 сакавіка
Сусветны дзень паэзіі
27 сакавіка
Сусветны дзень тэатра
2 красавіка
Міжнародны дзень дзіцячай кнігі
18 мая
Сусветны дзень музеяў









Комментариев нет:

Отправить комментарий