КОМИКСЫ

Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Разновидность книжно-журнальной иллюстрации, иногда используется в печатных СМИ.

Другие названия

Су­ще­ству­ет много раз­ных на­зва­ний этого вида ис­кус­ства и от­дель­ных его раз­но­вид­но­стей. Мас­штаб­ные ко­мик­сы со сквоз­ным сю­же­том на­зы­ва­ют­ся гра­фи­че­ские ро­ма­ны (они же гра­фи­че­ские но­вел­лы), ко­рот­кие — стри­пы. В сети раз­ме­ща­ют­ся веб-ко­мик­сы.
В неко­то­рых го­су­дар­ствах и стра­нах с раз­ви­той ин­ду­стри­ей ри­со­ван­ных ис­то­рий для них есть своё на­зва­ние. Так, во фран­ко­языч­ном мире ко­микс на­зы­ва­ют фр. bande dessinée (ри­со­ван­ная лента) или BD, япон­ские ко­мик­сы на­зы­ва­ют­ся манга. На рус­ском языке неко­то­рые ав­то­ры пред­ла­га­ют ис­поль­зо­вать тер­мин «ри­со­ван­ные истории».

Определение

Су­ще­ству­ет много опре­де­ле­ний ко­мик­са, од­на­ко все они, в целом, сво­дят­ся к тому, что ко­микс пред­став­ля­ет собой серию изоб­ра­же­ний, в ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет­ся ка­кая-ли­бо ис­то­рия. Со­глас­но боль­шин­ству ис­сле­до­ва­те­лей, ко­микс — это един­ство по­вест­во­ва­ния и ви­зу­аль­но­го дей­ствия. Скотт Мак­Кла­уд, автор книги «Суть ко­мик­са» (англ. Un­der­stand­ing comics), пред­ла­га­ет крат­кое опре­де­ле­ние «по­сле­до­ва­тель­ные изоб­ра­же­ния», и более пол­ное — «смеж­ные ри­сун­ки и дру­гие изоб­ра­же­ния в смыс­ло­вой последовательности». Жорж Са­дуль опре­де­ля­ет ко­мик­сы, как «рас­ска­зы в картинках».
В ко­мик­сах не обя­за­тель­но при­сут­ству­ет текст, су­ще­ству­ют и «немые» ко­мик­сы с ин­ту­и­тив­но по­нят­ным сю­же­том (на­при­мер, «Арзак» Жана Жиро). Но чаще всего пря­мая речь в ко­мик­се пе­ре­да­ёт­ся при по­мо­щи «сло­вес­но­го пу­зы­ря», ко­то­рый, как пра­ви­ло, изоб­ра­жа­ет­ся в виде об­лач­ка, ис­хо­дя­ще­го из уст, или, в слу­чае изоб­ра­же­ния мыс­лей, из го­ло­вы пер­со­на­жа. Слова ав­то­ра обыч­но по­ме­ща­ют над или под кад­ра­ми ко­мик­са.
Ко­мик­сы могут быть лю­бы­ми и по ли­те­ра­тур­но­му жанру, и по стилю ри­со­ва­ния. В виде ко­мик­сов адап­ти­ру­ют­ся даже про­из­ве­де­ния клас­си­ков ли­те­ра­ту­ры. Но ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось, что самые рас­про­стра­нён­ные жанры ко­мик­са — при­клю­че­ния и ка­ри­ка­ту­ра. Этот сте­рео­тип долго пор­тил ре­пу­та­цию ко­мик­сов.
Ри­су­нок в ко­мик­се имеет неко­то­рую долю услов­но­сти. Он упро­ща­ет­ся для ско­ро­сти ри­со­ва­ния и удоб­ства вос­при­я­тия и иден­ти­фи­ка­ции чи­та­те­ля с персонажем[.
По объ­ё­му ко­мик­сы ва­рьи­ру­ют­ся от ко­рот­ких «по­ло­сок» из несколь­ких (обыч­но трёх) кар­ти­нок до объ­ём­ных гра­фи­че­ских ро­ма­нов и се­ри­а­лов из мно­же­ства вы­пус­ков.
Ко­микс тесно свя­зан с кино, и осо­бен­но с муль­ти­пли­ка­ци­ей. Как от­ме­ча­ет всё тот же Мак­Кла­уд, «Фильм на плён­ке — это очень мед­лен­ный ко­микс. Про­стран­ство для ко­мик­са зна­чит то же, что время для фильма». В ан­глий­ском языке слово «cartoon» — «ка­ри­ка­ту­ра» может обо­зна­чать и ко­микс, и мультфильм[. Очень мно­гие япон­ские мульт­филь­мы «аниме» яв­ля­ют­ся экра­ни­за­ци­ей япон­ских же ко­мик­сов «манга».

Стандартный состав комикса

  • Обложка — передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
  • Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
  • Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.
  • Основная часть — страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
  • Pin-up page — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.

История возникновения

Рассказы в картинках

Рисунки Родольфа Тепфера
Рисунки Родольфа Тепфера
Тра­ди­ция рас­ска­зов в кар­тин­ках вос­хо­дит к XVI и XVII веку, когда в Ва­лен­сии и Бар­се­лоне на­ча­ли про­да­вать кар­тин­ки для на­ро­да, чаще всего на ре­ли­ги­оз­нуюте­ма­ти­ку. Это пе­ре­сказ жития свя­тых в се­ри­ях неболь­ших гра­вюр, от­пе­ча­тан­ных на лист­ках цвет­ной бу­ма­ги («ал­ли­луи»). Ри­сун­ки на свет­ские сю­же­ты на­зва­лись «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie)
«Ал­ли­луи» в XVI и XVII веках были ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны во Фланд­рииФран­ции и Гер­ма­нии.
К пред­ше­ствен­ни­кам ко­мик­сов можно от­не­сти по­ли­ти­че­ские ев­ро­пей­ские ка­ри­ка­ту­ры XVIII века. Гра­вю­ры ан­глий­ско­го ху­дож­ни­ка, ил­лю­стра­то­ра Уи­лья­ма Хо­гар­та (16971764) были крайне по­пу­ляр­ны и пред­став­ля­ли собой серию ри­сун­ков, по­вест­ву­ю­щую опре­де­лён­ную ис­то­рию. В 1730—1731 годах им была вы­пол­не­на серия гра­вюр из шести кар­тин под на­зва­ни­ем «Ка­рье­ра про­сти­тут­ки», затем по­сле­до­ва­ла сле­ду­ю­щая — «Ка­рье­ра мота», ко­то­рая была опуб­ли­ко­ва­на в 1735 году. В 1745 году был со­здан зна­ме­ни­тый са­ти­ри­че­ский цикл «Мод­ный брак». По­явил­ся ещё ряд дру­гих серий и в се­ре­дине 50-х годов XVIII века почти в любом ан­глий­ском книж­ном ма­га­зине или неболь­шой ла­воч­ке можно было ку­пить гра­вю­ры Уи­лья­ма Хо­гар­та.
В XIX веке в Эпи­на­ле на­ла­жи­ва­ет­ся фаб­рич­ное про­из­вод­ство ис­то­рий в кар­тин­ках. Так, на фаб­ри­ке Пел­ле­ре­на было из­да­но 600 ис­то­рий, со­сто­я­щих из 16 квад­рат­ных кар­ти­нок с под­пи­ся­ми (клас­си­че­ская ис­пан­ская «ал­ли­луйя» на­счи­ты­ва­ла 48 картинок).
В 1830—1846 годах швей­ца­рец Ро­дольф Тёп­фер вы­пус­ка­ет в Же­не­ве серию аль­бо­мов о при­клю­че­ни­ях гос­по­ди­на Жабо и гос­по­ди­на Кре­пе­на.
Ху­дож­ник-ро­ман­тик Ва­лен­тен из­да­вал аль­бо­мы кар­ти­нок по сказ­кам Перро
Одним из ос­но­во­по­лож­ни­ков жанра ко­мик­сов счи­та­ет­ся немец­кий по­эт-са­ти­рик и ху­дож­ник Ген­рих Хри­сти­ан Виль­гельм Буш(18321908) Его ост­ро­ум­ные са­ти­ри­че­ские стихи в кар­тин­ках по­пу­ляр­ны во всём мире. Рос­сий­ским чи­та­те­лям он из­ве­стен, на­при­мер, по сти­хо­тво­ре­нию «Плих и Плюх» в пе­ре­во­де Да­ни­и­ла Харм­са или «Макс и Мориц» (пе­ре­вод Кон­стан­ти­на Льдо­ва). Твор­че­ство Виль­гель­ма Буша, его ис­то­рии про Макса и Мо­ри­ца вдох­но­ви­ли од­но­го из пер­вых ав­то­ров аме­ри­кан­ских ко­мик­сов Ру­доль­фа Дёрк­са, а об­ра­зы этих озор­ных маль­чи­шек легли в ос­но­ву ко­мик­са Дёрк­са «Ка­цен­дже­ме­ров­ские детки».
После 1870 года ил­лю­стри­ро­ван­ные еже­не­дель­ни­ки в Ев­ро­пе стали ис­поль­зо­вать одну из форм лу­боч­ных «кар­ти­нок Эпи­на­ля». Луи Лю­мьер за­им­ство­вал сюжет «По­ли­то­го по­ли­валь­щи­ка» из таких аль­бо­мов с картинками.

Комиксы в США

Комиксы приходят в США

Маленький Сэмми чихает (1904—06). Художник Уинзор Маккей
Маленький Сэмми чихает (1904—06). Художник Уинзор Маккей
Пер­вый аме­ри­кан­ский ко­микс «Мед­ве­жа­та и тигр» вышел в 1892 году в жур­на­ле «The San Francisco Examiner» (ре­дак­тор Уи­льям Рен­долф Херст)[4]. Трест пе­ча­ти Хер­ста ши­ро­ко ис­поль­зо­вал ил­лю­стра­цию, с по­яв­ле­ни­ем же ко­мик­сов они ста­но­вят­ся лю­би­мым ору­жи­ем хер­стов­ской прес­сы, впро­чем, как и прес­сы его со­пер­ни­ка Джо­зе­фа Пу­лит­це­ра.
В 1894 году в ти­по­гра­фии «World» уста­но­ви­ли первую ма­ши­ну, пе­ча­тав­шую в че­ты­ре крас­ки, при­чём, по­лу­ча­е­мые от­тис­ки уже не по­хо­ди­ли на яич­ни­цу с по­ми­до­ра­ми. 18 но­яб­ря «World» вы­пу­стил в вос­крес­ном но­ме­ре пер­вый дей­стви­тель­но удав­ший­ся ко­микс. Ричард Ф. Аут­кольт, ри­со­валь­щик га­зе­ты «Элек­трик уорлд», по­став­лял ей ко­мик­сы, в ко­то­рых глав­ны­ми дей­ству­ю­щи­ми ли­ца­ми были клоун и ов­чар­ка. Так по­яви­лась пер­вая ко­ми­че­ская серия в вос­крес­ной га­зе­те.
— Уинклер, историограф Уильяма Херста
Позже Аут­кольт (фр. Ri­chard F. Outcault) вы­пу­стил серию «Аллея Хо­га­на». Вто­ро­сте­пен­ным пер­со­на­жем в нём при­сут­ство­вал ма­лень­кий маль­чик в жёл­том ко­стю­ме, ко­то­рый очень по­лю­бил­ся жи­те­лям Нью-Йор­ка. Аут­кольт де­ла­ет его глав­ным ге­ро­ем.
Херст стал за­пол­нять ко­мик­са­ми вос­крес­ный вы­пуск своей га­зе­ты «Мор­нинг джор­нэл». «Жёл­то­го ма­лы­ша» в «World» ри­со­вал и рас­кра­ши­вал Джордж Б. Люкс[4]. Осе­нью 1899 года Херст ме­ня­ет пе­чат­ный ста­нок, ко­то­рый пе­ча­тал 4 стра­ни­цы цвет­ных ри­сун­ков, на ста­нок, пе­ча­та­ю­щий 16 стра­ниц. Вос­крес­ная га­зе­та вы­пус­ка­ет ко­мик­сы сна­ча­ла на 8 стра­ни­цах, а затем на 16[4].
Одним из самых вид­ных ри­со­валь­щи­ков Хер­ста был в то время Уин­зор Мак­кей, ко­то­рый счи­тал­ся ско­рее спе­ци­а­ли­стом по по­ли­ти­че­ской ка­ри­ка­ту­ре, чем по ко­мик­сам. Он со­труд­ни­чал в нью-йорк­ской га­зе­те Хер­ста «Нью-Йорк Аме­ри­кен» и в сво­бод­ное время на­ри­со­вал мульт­фильм «Ди­но­завр Герти».
Бла­го­да­ря этим цвет­ным се­ри­ям га­зе­ты Хер­ста и Пу­ли­це­ра стали на­зы­вать «жел­той прес­сой».
— Жорж Садуль

Золотой век

Обложка комикса Plastic Man #1, 1943 год. Пластик был одним из самых популярных персонажей золотого века.
Обложка комикса Plastic Man#1, 1943 год. Пластик был одним из самых популярных персонажей золотого века.
Основная статья: Золотой век комиксов
В XX веке ко­микс стал одним из по­пу­ляр­ных жан­ров мас­со­вой куль­ту­ры. К этому вре­ме­ни ко­мик­сы, в ос­нов­ном, утра­ти­ли ко­мич­ность, за ко­то­рую по­лу­чи­ли на­зва­ние. Ос­нов­ным жан­ром ко­мик­сов стали при­клю­че­ниябо­е­ви­киде­тек­ти­выужасыфан­та­сти­ка, ис­то­рии о су­пер­ге­ро­ях.
Зо­ло­той век комиксов (англ. Golden Age of Comic Books) — на­зва­ние пе­ри­о­да в ис­то­рии аме­ри­кан­ских ко­мик­сов, ко­то­рый длил­ся (по раз­ным оцен­кам) с 1938 года по 1955 год . Пер­вые се­рьёз­ные шаги в раз­ви­тии ис­кус­ства гра­фи­че­ских но­велл были сде­ла­ны в на­ча­ле XX века, в по­ис­ках новых путей гра­фи­че­ской и ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции и са­мо­вы­ра­же­ния. Сна­ча­ла ко­мик­сы но­си­ли чисто юмо­ри­сти­че­ский ха­рак­тер. Во мно­гом это объ­яс­ня­ет­ся эти­мо­ло­ги­ей ан­глий­ско­го слова, опре­де­лив­ше­го их на­зва­ние. В корне эта си­ту­а­ция из­ме­ни­лась в июне 1938 года, когда в США по­явил­ся пер­со­наж Су­пер­мен (англ. Su­per­man). На­ча­лом зо­ло­то­го века при­ня­то счи­тать пер­вое по­яв­ле­ние Су­пер­ме­на в ко­мик­се Action Comics #1, вы­шед­ше­го в 1938 годуи из­дан­но­го DC Comics. По­яв­ле­ние Су­пер­ме­на было очень по­пу­ляр­ным, и вско­ре су­пер­ге­рои бук­валь­но за­по­ло­ни­ли стра­ни­цы комиксов. Дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми, дол­гое время поль­зо­вав­шим­ся по­пу­ляр­но­стью, стали Пла­стик (англ. Plas­tic Man), из­да­ва­е­мый из­да­тель­ством Quality Comics, а также де­тек­тив Спи­рит под ав­тор­ством ка­ри­ка­ту­ри­ста Уилла Айс­не­ра, ко­то­рый пер­во­на­чаль­но вы­хо­дил в ка­че­стве до­пол­не­ния, объ­еди­нён­но­го с вос­крес­ным вы­пус­ком газет[. Всего за этот пе­ри­од было со­зда­но более 400 су­пер­ге­ро­ев. Боль­шин­ство из них силь­но на­по­ми­на­ли Су­пер­ме­на и не до­жи­ли до наших дней, од­на­ко имен­но тогда ро­ди­лись такие герои, как Бэт­мен и Ка­пи­тан Аме­ри­каВто­рая ми­ро­вая война ока­за­ла се­рьёз­ное вли­я­ние на со­дер­жа­ние ко­мик­сов о су­пер­ге­ро­ях — те­перь герои сра­жа­лись со стра­на­ми Оси, а на об­лож­ках изоб­ра­жа­лись су­пер­ге­рои, бо­рю­щи­е­ся с ли­де­ром на­цист­ско­го дви­же­ния. После по­бе­ды над фа­шиз­мом стали по­яв­лять­ся су­пер­ге­рои с ядер­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, на­при­мер Атом­ный Гро­мо­вер­жец и Атом­ный Человек. Ис­то­ри­ки того вре­ме­ни счи­та­ют, что дет­ские пер­со­на­жи по­мог­ли осла­бить страх мо­ло­дых чи­та­те­лей от­но­си­тель­но пер­спек­тив атом­ной войны[ Кроме того, герои на­ча­ли бо­роть­ся с ком­му­ни­ста­ми, а неко­то­рые были во­вле­че­ны в Ко­рей­скую войну. Тем не менее, после окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны по­пу­ляр­ность су­пер­ге­ро­ев пошла на спад. В целом, имен­но во вре­ме­на зо­ло­то­го века про­яви­лось новое и по сей день глав­ное на­прав­ле­ние в ко­мик­сах — су­пер­ге­рои и новые миры.

Серебряный век

Основная статья: Серебряный век комиксов
Се­реб­ря­ный век комиксов (англ. Sil­ver Age of Comic Books) — на­зва­ние пе­ри­о­да в ис­то­рии аме­ри­кан­ских ко­мик­сов, ко­то­рый длил­ся с 1956 до 1972 года, а после сме­нил­ся брон­зо­вым веком[12]. Се­реб­ря­ный век на­чал­ся с ко­мик­са Showcase #4, вы­пу­щен­но­го DC Comics в ок­тяб­ре 1956 года. В нём ком­па­ния пред­ста­ви­ла новую вер­сию уже су­ще­ству­ю­ще­го су­пер­ге­роя Флэша.
В 60-х на ми­ро­вую арену также вы­хо­дит ком­па­ния «Марвел». Небезыз­вест­ные Стэн ЛиСтив Дитко и Джек Кирби со­зда­ют одних из самых по­пу­ляр­ных ге­ро­ев за всю ис­то­рию ко­мик­сов: Фан­та­сти­че­ская Чет­вёр­каЧе­ло­век-Па­укХалкТорЛюди ИксЖе­лез­ный Че­ло­век и мно­гие дру­гие. Глав­ным цен­тром ин­ду­стрии ко­мик­сов оста­ет­ся США, где они поль­зу­ют­ся огром­ной по­пу­ляр­но­стью. Круп­ней­ши­ми все­мир­но из­вест­ны­ми ком­па­ни­я­ми счи­та­ют­ся MarvelDCDark Horse и Image Comics.

Бронзовый век

Основная статья: Бронзовый век комиксов
Брон­зо­вый век комиксов (англ. Bronze Age of Comic Books) — на­зва­ние пе­ри­о­да в ис­то­рии аме­ри­кан­ских ко­мик­сов, и хотя точ­ных рамок дан­но­го пе­ри­о­да не су­ще­ству­ет, при­ня­то счи­тать, что он на­чал­ся в 1973 и за­кон­чил­ся в 1985 году. Сю­же­ты ко­мик­сов стали более ре­а­ли­стич­ны­ми и взрос­лы­ми, те­перь они за­тра­ги­ва­ли такие ак­ту­аль­ные темы, как упо­треб­ле­ние нар­ко­ти­ковал­ко­го­лизм и за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды.
Одним со­бы­ти­ем, ко­то­рое чаще всего на­зы­ва­ют на­ча­лом брон­зо­во­го века, стала смерть Гвен Стей­си, воз­люб­лен­ной Че­ло­ве­ка-па­у­ка в The Amazing Spider-Man #121-122, вы­пу­щен­ных в 1973 году

Современный век

По­след­ний, вы­де­ля­е­мый на дан­ный мо­мент, пе­ри­од в ис­то­рии раз­ви­тия ко­мик­сов длит­ся с 1986 года по наше время. Точ­ных рамок, как и в слу­чае с брон­зо­вым веком, не су­ще­ству­ет. Кроме того су­ще­ству­ет несколь­ко вер­сий на­име­но­ва­ния пе­ри­о­да. Со­вре­мен­ный век ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ещё боль­шей ре­а­ли­стич­но­стью в ко­мик­сах, по­яв­ле­ни­ем ан­ти­ге­ро­ев и мрач­но­стью сю­же­тов.
В конце XX века боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­та­ют ази­ат­ские жанры ко­мик­са: япон­ская манга и, несколь­ко менее из­вест­ные, ки­тай­ская ма­нь­хуа и ко­рей­ская ман­хва. Раз­ви­тие манги в Япо­нии на­ча­лось ещё с окон­ча­ни­ем Вто­рой ми­ро­вой войны, од­на­ко на За­па­де ази­ат­ский ко­микс оста­вал­ся ма­ло­из­ве­стен до тех пор, пока мно­гие из манг не были экра­ни­зи­ро­ва­ны в виде аниме(жанр япон­ской муль­ти­пли­ка­ции).
В на­ча­ле XXI века ко­мик­сы по­лу­чи­ли новое во­пло­ще­ние за счёт новых ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, ис­поль­зу­е­мых при рас­кра­ши­ва­нии ко­мик­сов, а также це­ло­го ряда та­лант­ли­вых ху­дож­ни­ков, таких как Эшли Вуд, Тодд Мак­фар­лейн, Сэм Кит, Паоло Ри­ве­ра, Грег Ка­пул­ло, Ум­бер­то Рамос, Джу­зеп­пе Ка­мун­ко­ли, Томм Мур и др. Ко­мик­сы стали не толь­ко ри­со­вать ка­ран­да­шом, но и пи­сать мас­лом, а также ком­би­ни­ро­вать пер­вое и вто­рое в со­че­та­нии с гра­фи­че­ски­ми циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Мно­же­ство из ко­мик­сов было экра­ни­зи­ро­ва­но в Гол­ли­ву­де, а филь­мы имеют неве­ро­ят­ный успех во всем мире.

Развитие индустрии комиксов в США

  • Март 1897 г. В газете «Нью-Йорк Америкен» было первое упоминание о комиксе. Это был художник Ричард Аутколт.
  • 1922 г. Журнал «Comic Monthly» начинает регулярно выделять колонку специально для комиксов.
  • C 1929 по 1933 гг. Джордж Делакот напечатал 36 выпусков комикса под названием «The Funnies» — это было первым цветным отдельным изданием комикса.
  • 1933 г. Эту идею подхватили работники нью-йоркской фирмы Eastern Colour Printing Company. Они напечатали тридцатидвухстраничный комикс «Funnies On Parade» тиражом 10 тысяч экземпляров, который вскоре вырос до четверти миллиона. Комиксы начали раскупать в считанные дни.
  • С 1933 по 1940 гг. Комиксы начали печататься регулярно в разных газетах и издаваться отдельными книжками. Начал выходить ежемесячный журнал «Famous Funnies», тираж которого был уже изначально большим (400 тысяч экземпляров).
  • 1938 г. Начало «Золотого века». Появился ещё один журнал — «Action Comics» — основным героем которого был Супермен, а чуть позже появился мрачный герой — Бэтмен.
  • С 1944 по 1952 гг. обрушивается целый шквал новых суперкомиксов, таких как «Капитан Америка», «Удивительная женщина», сериал «Военных комиксов», «Полицейских комиксов» и целый набор героев мультфильмов: «Кролик Багз Банни», «Утенок Дональд», «Микки Маус», «Свинка Порки» и пр. Серии патриотических, антивоенных, антифашистских комиксов, первые появления комикс-ужастиков со злодеем Франкенштейном и многое другое.
  • 1953—1959 гг. Небольшой спад в продаже комиксов из-за относительно низкого их качества.
  • 1956 г. Конец «Золотого века», начало «Серебряного века».
  • 1960—1970 гг. Снова подъём, и самым большим событием стало появление в августе 1962 года комикса с Человеком-пауком, его придумал писатель Стэн Ли, а нарисовал художник Стив Дитко.
  • 1970 г. Конец «Серебряного века», начало «Бронзового века». Новый бум произвел комикс «Конан-варвар» по роману Роберта Говарда.
  • 1970—1980 гг. Начинается бешеная конкуренция в комикс-бизнесе между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвел» и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х — 50-х годов, а «Marvel Comics» отвечает на это серией оригинальных и занимательных приключений Человека-Паука.
  • 1977 г. За три месяца до выхода фильма «Звёздные войны» компания «Марвел Комикс» приступила к изданию серии комиксов по сценариям этого фильма. «Звёздные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агентство Warner Communications привлекало читателей персонажами ХалкДоктора СтренджаДика Трейси и Флеша Гордона. Впоследствии и по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы. Журнал «Heavy Metal» выпустил авангардную комикс-книгу лучших европейских художников.
  • 1980—1990 гг. В этот период индустрия комиксов в полном расцвете.
  • 1984 г. Настоящую сенсацию произвели «Черепашки-ниндзя», которых выпустила в свет Mirage Studious, авторы сценария Кевин Истман и Питер Лэрд. Выпускается сериал комиксов, выходят одноимённые мультсериал (1987) и художественный фильм (1991).
  • 1985 г. Конец «Бронзового века», начало «Современного века».
  • 1988 г. Компания Mirage Studious продаёт часть прав на Черепашек-ниндзя «Archie Comics». Комиксы под её эгидой назывались «TMNT Adventures». Собственно с этой серии началось распространение комиксов о TMNT по другим странам. В Британии эти комиксы выпускала марка «Fleetway Publications». В России их издавало издательство «Махаон».
  • 1989 г. стал пятидесятой годовщиной Бэтмена. К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен», фильм стал самым кассовым в списке американского проката за всю историю кино в текущем году.
  • 1990 г. Выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик», «Ворон», поэмы Эдгара По, «Большие надежды» Диккенса, «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэррола.
  • 1993 г. Мэтт Грейнинг (автор комикса «Жизнь в Аду») вместе с коллегами создаёт «Bongo Comics Group». Они выпускают множество комиксов на основе мультсериала «Симпсоны».
  • 1997 г. Появились первые веб-комиксы, например, «Sluggy Freelance».
  • 2000 г. Marvel Comics перезапускает самые популярные классические комиксы для современного поколения под общим названием Ultimate Marvel. Компания «Dark Horse» начинает печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как «Чужой», «Хищник», «Терминатор». В то время, когда комикс-компании соперничают между собой, «Walt Disney Company» занимается выпуском детских историй с Микки МаусомГуфиДональдом ДакомПлуто и другими своими персонажами.

Комиксы в Европе

В Ев­ро­пе ко­мик­сы по­яви­лись в на­ча­ле XX века, но ши­ро­кую по­пу­ляр­ность они при­об­ре­ли после Вто­рой Ми­ро­вой войны. Важ­ное место в Ев­ро­пе за­ни­ма­ет фран­ко-бель­гий­ская школа ко­мик­сов. Ши­ро­ко из­вест­ны (в том числе и за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы) такие серии ко­мик­сов, как «Асте­рикс» (Фран­ция), «При­клю­че­ния Тин­ти­на» (Бель­гия) и «Смур­фы» (Бель­гия). Боль­шое ко­ли­че­ство серий бель­гий­ских ко­мик­сов по­пу­ляр­ны в своей стране, но мало из­вест­ны за её пре­де­ла­ми, на­при­мер «При­клю­че­ния Ур­ба­ну­са» Ур­ба­ну­са и «При­клю­че­ния Неро­на» Марка Слена. В Брюс­се­ле дей­ству­ет музей ко­мик­сов.
Пред­ше­ствен­ни­ком гра­фи­че­ских ро­ма­нов, то есть «се­рьез­ных» ко­мик­сов, от­ли­ча­ю­щих­ся «взрос­лым» сю­же­том и вы­со­ким ху­до­же­ствен­ным уров­нем, яв­ля­ют­ся «ро­ма­ны без слов» (серии кси­ло­гра­фий) бель­гий­ско­го ху­дож­ни­ка Фран­са Ма­зе­ре­ля, со­здан­ные им в на­ча­ле XX века.

Комиксы в Азии

Основные статьи: МангаМаньхуа и Манхва
Ази­ат­ские ко­мик­сы по ха­рак­те­ру силь­но от­ли­ча­ют­ся от аме­ри­кан­ских и ев­ро­пей­ских. Наи­бо­лее из­вест­ная «на­ци­о­наль­ная школа» ко­мик­сов в Азии — япон­ская. Япон­ские ко­мик­сы из­вест­ны, как манга. Хотя тер­мин «манга» ис­поль­зу­ет­ся с XII века (пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние — «на­брос­ки», «эс­ки­зы», «гро­тес­ки»), манга в со­вре­мен­ном зна­че­нии слова воз­ни­ка­ла в на­ча­ле XX века и при­об­ре­ла по­пу­ляр­ность после Вто­рой Ми­ро­вой войны, осо­бен­но — с 1960-х годов.
Япон­ская манга ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на фор­ма­ти­ро­ва­ние на­ци­о­наль­ных школ ко­мик­сов в Китае (из­вест­ны, как ма­нь­хуа) и Корее (из­вест­ны, как ман­хва).

Виды комиксов

Комиксы на основе исторических событий

Ка­над­ские муль­ти­пли­ка­то­ры, но­ми­нан­ты на Ос­кар-2007, Мацек Щер­бов­ски и Крис Лавис вели в пер­вом меж­ду­на­род­ном бес­плат­ном мо­ло­дёж­ном лайф­стайл-жур­на­ле Vice Magazine по­пу­ляр­ный ко­микс «The Untold Tales of Yuri Gagarin» на про­тя­же­нии 10 лет. Глав­ным ге­ро­ем ко­мик­са был Юрий Га­га­рин.

Фантастические комиксы

Раз­но­вид­ность ко­мик­сов, ос­но­ван­ных на фан­та­сти­че­ской те­ма­ти­ке. Дмит­рий Злот­ниц­кий в своей ста­тье «Фан­та­сти­че­ские ко­мик­сы» в жур­на­ле «Мир фан­та­сти­ки» вы­де­ля­ет 5 на­прав­ле­ний фан­та­сти­че­ских ко­мик­сов: ко­мик­сы по мо­ти­вам зна­ме­ни­тых се­ри­а­лов, ко­мик­сы по мо­ти­вам ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, ко­мик­сы по мо­ти­вам иг­ро­вых все­лен­ных, ко­мик­сы по мо­ти­вам по­те­ряв­ших по­пу­ляр­ность се­ри­а­лов (ко­мик­сы по мо­ти­вам при­клю­че­ний Ин­ди­а­ны Джон­са, ко­мик­со­вая серия Зена, ко­ро­ле­ва во­и­нов, ко­мик­сы по мо­ти­вам Рыжей Сони, ми­ни-се­рии по мо­ти­вам Ко­на­на, серия ко­мик­сов про Горца ком­па­нии Dynamite Entertainment, ко­мик­сы по мо­ти­вам Robotech фирмы Wildstorm 2003 года, мно­го­чис­лен­ные ко­мик­сы по мо­ти­вам транс­фор­ме­ров ком­па­ний Marvel, DreamWave и IDW Publishing) и ав­тор­ские ори­ги­наль­ные ко­мик­сы без связи с уже су­ще­ству­ю­щи­ми фан­та­сти­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми (Ричард и Венди Пини ElfQuest — «Сага о Лес­ных всад­ни­ках» 1978 года, мир Warlands ком­па­ний DreamWave и Image Comics, серия Sojourn ком­па­нии Crossgen Comics, мир Soulfire, V for Vendetta и серия о го­ро­де меж миров GrimJack).

Веб-комиксы

Основная статья: Веб-комикс

Комиксы в Российской Империи, СССР и Российской Федерации

Плакат «Окон РОСТа», созданный Владимиром Маяковским в технике комикса
Плакат «Окон РОСТа», созданный Владимиром Маяковским в технике комикса
В со­вет­ское время ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ко­микс не получил[ Од­на­ко от­дель­ные при­ме­ры всё же су­ще­ство­ва­ли.
Так, тех­ни­ку ко­мик­са ис­поль­зо­вал Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский в своих аги­та­ци­он­ных пла­ка­тах Окна са­ти­ры РОСТА. В 1930-е годы в жур­на­ле «Ёж» ре­гу­ляр­но пе­ча­та­лись ис­то­рии в кар­тин­ках, такие как цикл «Умная Маша» (1934−1937). В 1937 году вышла дет­ская кни­га-аль­бом «Рас­ска­зы в кар­тин­ках» ху­дож­ни­ка Ни­ко­лая Рад­ло­ва.
С сен­тяб­ря 1956 года начал вы­хо­дить жур­нал «Ве­сё­лые кар­тин­ки» и в нём на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве стали пе­ча­тать­ся ис­то­рии с цвет­ны­ми кар­тин­ка­ми (как ра­зо­вые, так и с про­дол­же­ни­ем). Уже в пер­вых 4 но­ме­рах была опуб­ли­ко­ва­ны «Необык­но­вен­ные при­клю­че­ния зна­ме­ни­то­го пу­те­ше­ствен­ни­ка Пети Ры­жи­ка и его вер­ных дру­зей Мика и Мука» (сюжет Юрия Пост­ни­ко­ва, ри­сун­ки Ивана Се­мё­но­ва), в 1964 году вы­пу­щен­ные от­дель­ным, чер­но-бе­лым из­да­ни­ем. В 1966 году в ле­нин­град­ском жур­на­ле для школь­ни­ков «Ко­стёр» был опуб­ли­ко­ван ко­микс Юрия Ло­ба­чё­ва «Ура­ган при­хо­дит на помощь», вы­пол­нен­ный в чер­но-бе­лой гамме и име­ю­щий боль­шее сход­ство с аме­ри­кан­ски­ми ана­ло­га­ми. В конце 1970-х и на­ча­ле 1980-х в жур­на­ле «Мур­зил­ка» был на­пе­ча­тан дет­ский де­тек­тив Алек­сандра Се­мё­но­ва «Две­на­дцать аген­тов Ябе­ды-Ко­ря­бе­ды». Время от вре­ме­ни ино­стран­ные ко­мик­сы пуб­ли­ко­ва­лись в жур­на­ле «Наука и жизнь».
В 1991—1994 годы вы­хо­дил жур­нал «Муха». Пред­при­я­тие Рос­сий­ско­го Союза ве­те­ра­нов Аф­га­ни­ста­на «Ве­лес-ВА» в 1990—1998 годы из­да­ва­ло жур­на­лы ко­мик­сов, ори­ен­ти­ро­ван­ные в ос­нов­ном на пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние молодёжи[22], были там и про­сто раз­вле­ка­тель­ные ко­мик­сы; жур­нал счи­та­ет­ся удачным[23][24] и ко­мик­сы пе­ре­из­да­ют­ся поныне[25]. С 1999 по 2003 вы­пус­кал­ся жур­нал «Ве­ли­ко­леп­ные при­клю­че­ния». Од­на­ко до 2010-х годов в Рос­сии ко­мик­сы не поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью, и мно­гие го­во­ри­ли, что ко­микс-куль­ту­ра в Рос­сии не сло­жи­лась.
В се­ре­дине 2010-х Рос­сия впер­вые в своей ис­то­рии пе­ре­жи­ла бум комиксов[26][27]. Ри­со­ван­ные ис­то­рии на­ча­ло из­да­вать более де­сят­ка из­да­тельств, среди них — «42», XL Media, «Ко­микс Арт», «Па­ни­ни», «Аз­бу­ка». На рус­ском языке вышли самые из­вест­ные за­ру­беж­ные гра­фи­че­ские ро­ма­ны, воз­ник­ли спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ма­га­зи­ны ко­мик­сов. С 2002 года еже­год­но про­во­дит­ся фе­сти­валь ко­мик­сов «Ком­Мис­сия», а с 2014 года в рам­ках вы­став­ки «Иг­ро­мир» про­во­дит­ся фе­сти­валь Comic-Con Russia, где ши­ро­ко пред­став­ле­ны в том числе ко­мик­сы. По мне­нию ряда из­да­те­лей, этот бум свя­зан с успе­хом экра­ни­за­ций ко­мик­сов (таких как ки­но­все­лен­ная Marvel) и по­яв­ле­ни­ем комикс-фэн­до­ма.
Кроме того, в 2010-е су­ще­ствен­но уве­ли­чи­лось число из­да­ний рос­сий­ских ко­мик­сов. Так, в 2012 году из­да­тель­ство Bubble Comics на­ча­ло из­да­вать че­ты­ре серии своих ко­мик­сов: «Майор Гром», «Бе­со­бой», «Крас­ная фурия» и «Инок»; спу­стя два года вышли две новые серии — «Экс­либ­ри­ум» и «Ме­тео­ра». Также в 2012 году издан ко­микс «Ил­лю­стри­ро­ван­ная Кон­сти­ту­ция Рос­сии»[.

Комментариев нет:

Отправить комментарий