ДЛЯ ВАС, УЧИТЕЛЯ


Рекомендации психолога:
как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

Организация времени в период подготовки
к экзаменам и ЦТ
У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].
Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:
·                не умею отделять важные дела от второстепенных;
·                не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
·                не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой  умственной работоспособности;
·                отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
·                не умею говорить «нет»;
·                не довожу начатое дело до конца;
·                много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
·                не всегда предварительно планирую свой день;
·                начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
·                откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
·                личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).
Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.
Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

Привычка откладывать дела на потом
Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.
Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

Как лучше запомнить учебный материал
Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.
Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].
Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:
·               разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
·               установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
·               прочитать материал полностью, определить его общий смысл.
При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.
Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].
 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.
Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].
Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.
Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.
1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать).  При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].
Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.
2. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
3. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
4. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].

Список использованных источников
1.            Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников : кн. для учителя / А. С. Нисимчук. – М. : Просвещение, 1991. – 127 с.
2.            Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.
3.            Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1986. – С. 462.
4.            Пономаренко, Л. П. Психология для старшеклассников / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. –  М. : Владос, 2003. – С. 219.
5.            Васильева, Е. Е. Суперпамять для всех / Е. Е. Васильева, В. Ю. Васильев. – М. : АСТ ; Астрель, 2006. – С. 19.
6.            Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. – М. : Просвещение, 1973. – С. 124.

                                                                                               Ж.Ф. Ильченко,методист                                                                                                  высшей категории
управления мониторинга
качества образования
Национального института образования

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

При подготовке к экзаменам, ЦТ следует учитывать свои биологические ритмы. Ученые утверждают, что информация легче всего запоминается с 7 до 12 и с 14 до 17–18 часов. Но не менее важно определить время своей наивысшей умственной работоспособности, кто вы – сова или жаворонок, – и в этот период максимально себя загрузить [1]. А сделать это можно путем самонаблюдения либо воспользовавшись соответствующими тестами.
При подготовке к экзаменам для поддержания работоспособности в течение дня необходимо менять виды деятельности. При появлении первых признаков утомления следует сделать перерыв, отвлечься на что-то другое, например послушать музыку, сходить в магазин, убрать в комнате и др. Это позволит вам отдохнуть.
Для продуктивной умственной деятельности необходимо предоставить организму достаточное время для отдыха. По данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность в течение дня на 30 %. Поэтому накануне экзаменов, ЦТ нужно увеличить сон приблизительно на один час по сравнению с обычной его продолжительностью. Уставший организм тратит значительно больше времени на вспоминание материала. Кроме того, достаточный отдых способствует хорошей концентрации внимания.
Также хорошо повышает работоспособность непродолжительный дневной сон (20–30 мин).
Для увеличения продуктивности можно выполнить некоторые физические упражнения. При получении умеренных нагрузок в кровь выбрасываются гормоны, положительно действующие на сердечно-сосудистую систему.
Чтобы повысить работоспособность, рекомендуется делать самомассаж головы, принимать водные процедуры, так как вода хорошо снимает усталость.
Продуктивной интеллектуальной работе способствуют и положительные эмоции. Необходимо программировать себя на позитив. Хорошую роль в этом могут сыграть правильные установки и положительное восприятие себя. Можно провести аутогенную тренировку, например: «Я – энергичная, сильная и уверенная личность. Я – смелый, уверенный в себе и своих действиях. Я многое могу и твердо знаю: если трудности встретятся мне неожиданно, им все равно не победить меня. Я крепок, как скала, о которую разбиваются трудности. Крепнут мои душевные силы, увеличиваются мои возможности!» [2].

Список использованных источников
1.            Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2002. – С. 473.
2.            Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.
  
Ж.Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования

Проблемы сохранения умственной работоспособности на высоком уровне

В настоящее время человек испытывает колоссальные физические и психические нагрузки в связи с очень быстрым темпом жизни. Вследствие этого значительно сокращается время на полноценный отдых, появляется утомление, снижается общая работоспособность. По данным российских социологических исследований, большинство опрошенных имеет ненормированный рабочий день, 85 % респондентов работают сверхурочно, некоторые – в выходные дни и в период отпусков.
Границы между работой и личной жизнью человека все больше стираются. Так, новые идеи могут возникать в сознании в любой момент, и не только в пределах «рабочего времени» [2]. Дисбаланс труда и отдыха приводит к быстрой утомляемости. Возникает проблема поддержания работоспособности на оптимальном уровне в течение длительного времени.
Одним из основных условий эффективной деятельности человека является умственная работоспособность. По мнению ученых, это потенциальная способность человека в течение определенного времени наиболее качественно выполнять работу [4].
Продолжительность продуктивной умственной деятельности у всех разная и зависит от состояния здоровья, возраста, профессионализма, удовлетворенности процессом и результатом своей работы. Чтобы поддержать работоспособность на оптимальном уровне, необходимо учитывать некоторые закономерности в ее динамике.
Умственная деятельность человека значительно отличается у молодых людей и тех, кому больше пятидесяти лет. Наиболее высокие показатели устойчивости и интенсивности внимания, объема кратковременной и долговременной памяти, подвижности мыслительных процессов наблюдаются в возрасте 20–29 лет. Наибольшее количество научных открытий совершается, в основном, в возрасте до 30–35 лет, к 50 годам происходит спад – до 50 %, а к 70 годам сохраняется на уровне только 5–10 %. После 50 лет продуктивная интеллектуальная деятельность компенсируется за счет приобретенного профессионального опыта. Необходимыми условиями в сохранении высокой работоспособности после 60 лет являются комфортные условия работы, отсутствие экстремальных факторов.
Существуют определенные закономерности в динамике умственной деятельности в течение суток, рабочего дня, недели, года. В дневное время она выше, чем в ночное, за исключением определенных моментов, связанных с творчеством. Выявлено, что наиболее продуктивное время для работы – с 8 до 12, а также с 16 до 20 часов, непродуктивное – с 14 до 16 часов и ночь.
Умственная работоспособность зависит и от биологических ритмов человека. У одних людей наибольший ее пик приходится на первую половину дня («жаворонки»). У других, наоборот, подъем наблюдается после обеда («совы»). Есть люди, которые одинаково работоспособны и утром, и вечером (аритмики). С помощью методики, разработанной немецким физиологом Г. Хольдебрантом, можно определить свои биологические ритмы. Для этого необходимо подсчитать количество сердечных сокращений и вдохов и выдохов, совершаемых за одну минуту, и определить соотношение этих показателей. Соотношение 4:1 указывает на то, что человек является аритмиком; 5–6:1 – «жаворонком»; более 6:1 – «совой» [8]. Если учитывать свои биологические ритмы при планировании работы, то можно поддержать работоспособность в течение дня на оптимальном уровне и не навредить здоровью.
Существуют определенные закономерности динамики умственной работоспособности в течение рабочего дня. С утра наблюдается период «врабатывания»,  характеризующийся постепенным ростом продуктивности труда и в значительной степени зависящий от мотивации и индивидуальных особенностей личности. Затем работоспособность поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего происходит ее спад (период некомпенсированного утомления). На этом этапе работоспособность достигается за счет выраженных волевых усилий. Если деятельность продолжается в таком же режиме, то количество ошибок увеличивается. Поэтому необходимо обязательно предоставить организму кратковременный отдых либо переключиться на другую работу. Подобное изменение умственной работоспособности может повторяться несколько раз в день [4].
В течение рабочей недели самыми продуктивными днями считаются среда и четверг, тогда как в понедельник происходит процесс «врабатывания», а в пятницу может наблюдаться упадок сил.
На умственную работоспособность человека также влияет и время года. По наблюдениям психологов, самыми продуктивными месяцами считаются январь и февраль. В зависимости от возраста работоспособность в весенние месяцы проявляется по-разному. Март характеризуется подъемом у пятой части молодежи; у тех, кому за 45, наблюдается ее некоторый спад. Май отличается повышением работоспособности, а летом опять происходит спад. Основная причина этого – физиологическая, которая проявляется в том, что повышение температуры воздуха на каждый градус выше 22 °С снижает производительность труда на 3,6 %. Так, при +32 °С работоспособность уменьшается на 36 % по сравнению с зимой [3].
Что же является источником поддержания работоспособности на высоком уровне, а что оказывает негативное влияние независимо от времени года, недели, дня, биологических ритмов?
Продолжение статьи будет опубликовано 9 июня 2016 года
Список использованных источников
1.     Зинченко, В. П. Основы эргономики / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М. : Прогресс, 1985. – 347 с.
2.     Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 224 с. – (Серия «Мастера психологии»).
3.     Как наша работоспособность зависит от времени года –  http://mirpiar.com/publ/psikhologija_dlja_zhizni/ 
4.     Леонова, А. Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. – М. : МГУ, 1981. – 112 c.
5.     Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
6.     Полунина, О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей / О. В. Полунина // Психологический журнал. – 2009. – Т. 27. – № 2. – С. 73–85.
7.     Самопознание через ощущение, чувство и образ – school2gub.narod.ru/vospit/zdor/prog_zdor.doc
8.     Шипилов, А. И. Высокая работоспособность персонала – забота кадровика / А. И. Шипилов, О. А. Шипилова // Кадры предприятия. – 2003. – № 3.
9.     Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – 8-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 334 с.
10.           Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. – СПб. : Речь, 2000. – 256 с.


Ж.Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования


                                                                                           
 Ресурсы сохранения умственной работоспособности на высоком уровне Продолжение (начало опубликовано 7 июня 2016 года)

Что же является источником поддержания работоспособности на высоком уровне, а что оказывает негативное влияние независимо от времени года, недели, дня, биологических ритмов?
 Как ни звучит банально, но именно отдых является самым необходимым и обязательным условием поддержания работоспособности на оптимальном уровне. Он может быть продолжительным и кратковременным. Существует несколько видов продолжительного отдыха. В первую очередь, это достаточно глубокий и крепкий сон. Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Доказано, что сон влияет на продолжительность жизни и способствует хорошему гормональному фону, является одним из важнейших создателей здоровых нервных клеток. Если человек хочет, чтобы у него хорошо прошел день, он должен, прежде всего, выспаться. Известны исследования по увеличению продолжительности до 10 часов сна у спортсменов (вместо 6–9). В результате этого у них значительно улучшились результаты в точности попадания мяча. Стрессовые факторы, отношение человека к ситуации, глубокие переживания в течение дня оказывают негативное влияние на здоровый и крепкий сон. Постоянное недосыпание приводит к ухудшению самочувствия, истощению организма, появлению невротических реакций. Хроническое недосыпание отрицательно влияет на все системы организма, ухудшает память, восприятие, снижает познавательную функцию. У детей это приводит к гиперактивности и агрессивному поведению.
Еще одним видом продолжительного отдыха является выходной день. Однако не все люди, получив дополнительное свободное время для отдыха, могут его эффективно использоватьДля некоторых время, незанятое работой и заботами, является трудно переносимым. Австрийский психиатр В. Франкл описал психологический комплекс тревожного восприятия выходных и назвал это «неврозом выходного дня». Он утверждал: «Полнота профессиональной деятельности не идентична смысловой полноте творческой жизни. Невротик пытается подчас спастись от большой жизни бегством в профессиональную деятельность. Однако подлинная бессодержательность и пустота его жизни обнаруживаются сразу же, как только его профессиональная активность на какое-то время прерывается: а именно в выходные дни!» [10].
Наличие отдыха, как такового, является основным, но недостаточным условием для восстановления работоспособности. Более важным считается эмоциональное отношение к нему – человек получает удовольствие от различного рода занятий, проведенных в выходные и другие дни. Лучше всего восстанавливает силы и повышает резервные возможности организма отдых активный. Как известно, в процессе выполнения физических упражнений, происходит выработка эндорфинов – гормонов радости. Умеренные физические нагрузки снимают нервное возбуждение, стресс, агрессию, наполняют человека положительными эмоциями и уверенностью в себе. Это важно для сохранения здоровья и профилактики любого заболевания. Еще в XVIII веке известный французский врач Арман Труссо утверждал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения» [7].
Правильная организация рабочего дня также является необходимым условием поддержания работоспособности на высоком уровне. При появлении  признаков утомления следует предоставлять кратковременный отдых хотя бы на несколько минут. Особенно это важно при осуществлении монотонной, однообразной работы, в результате которой наступает период пресыщения и негативного к ней отношения. Снижение работоспособности происходит в связи с перерывом на обед, а также во время и сразу после приема пищи. После перерыва на обед организм восстанавливается не сразу, происходит период «врабатывания» для включения в деятельность.
Обязательным условием поддержания работоспособности на высоком уровне является правильная организация рабочего места и комфортные условия труда. Российские психологи В.П. Зинченко и В.М. Мунипов считают, что главными факторами продуктивной деятельности человека являются:
·         достаточное рабочее пространство;
·         необходимое освещение;
·         допустимый уровень акустического шума;
·         оптимальный температурный режим.
 При соблюдении этих условий происходит быстрое «врабатывание» в процесс деятельности [1].
Необходимым фактором продуктивной деятельности является наличие психологической совместимости членов группы. Если каждый выполняет работу отдельно, то важен социально-психологический аспект совместимости. Он включает в себя социальные установки, потребности, интересы, ценности. Если работу выполняют все вместе, то еще важна психофизиологическая совместимость темпераментов и характера [5].
Существенным моментом в поддержании работоспособности на высоком уровне является более гибкое и творческое отношение к своему труду, планирование своей результативной деятельности, наличие целей и смысла в ней. В этом случае профессиональная деятельность сама по себе становится источником ресурсов для поддержания работоспособности.
Известно, что сверхнормативное количество времени, затрачиваемое человеком на работу, не обязательно негативно сказывается на продуктивности и результативности его труда, состоянии здоровья или удовлетворенности работой и жизнью. Выявлено, что тот, кто с интересом относится к своим профессиональным обязанностям, находит вдохновение в работе, ожидает будущих успехов, не приносит вред своему здоровью [6].
Источником высокой работоспособности является соответствие психофизиологических особенностей и способностей определенному виду деятельности. Известные психологи Д. Шульц и С. Шульц объясняют, почему человек стремится к работе: «Работа дает людям не только средства к существованию, но и нечто гораздо большее. Тот, кому повезет найти работу, соответствующую его способностям и склонностям, поймет, какое удовлетворение она может приносить и что значит гордиться результатами своего труда. Эти чувства и есть то дополнительное вознаграждение, которое человек получает за свою работу и которое нередко бывает важнее любых денег. Следовательно, работа – это фактор, от которого зависит не только финансовое благополучие человека, но и его психическое здоровье, чувство собственного достоинства и удовлетворенность жизнью» [9].
Таким образом, учет закономерностей динамики умственной работоспособности, правильной организации своей деятельности, творческое отношение к ней, а также вовремя предоставленный организму отдых могут поддержать умственную работоспособность на высоком уровне.
Список использованных источников
1.     Зинченко, В. П. Основы эргономики / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М. : Прогресс, 1985. – 347 с.
2.     Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 224 с. – (Серия «Мастера психологии»).
3.     Как наша работоспособность зависит от времени года –  http://mirpiar.com/publ/psikhologija_dlja_zhizni/
4.     Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
5.     Полунина, О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей / О. В. Полунина // Психологический журнал. – 2009. – Т. 27. – № 2. – С. 73–85.
6.     Самопознание через ощущение, чувство и образ – school2gub.narod.ru/vospit/zdor/prog_zdor.doc
7.     Шипилов, А. И. Высокая работоспособность персонала – забота кадровика / А. И. Шипилов, О. А. Шипилова // Кадры предприятия. – 2003. – № 3.
8.     Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – 8-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 334 с.
9.     Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. – СПб. : Речь, 2000. – 256 с.
10.           Леонова, А. Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. – М. : МГУ, 1981. – 112 c.


Ж.Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования


 Условия повышения умственной работоспособности учащихся

Продолжение. Начало читайте здесь
Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. В частности, функциональную асимметрию полушарий головного мозга.
Многие ученые полагают, что современная система образования ориентирована на развитие у учеников знаково-символической функции мышления и недостаточно учитывает и использует возможности правополушарной (наглядно-образной) деятельности, доминирующей прежде всего у детей младшего возраста.
Как пишет российский исследователь H. H. Трауготт, «надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации» [7].
Ученые считают, что если в процессе обучения, особенно в младшем возрасте, опираться на образность, эмоциональность при подаче материала, то можно снизить утомляемость и повысить продуктивность левого полушария, тем самым восстановить нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
Чтобы определить, какое полушарие (левое или правое) доминирует, можно использовать тест И. П. Павлова. По определению ученого, существуют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Для их выявления учащимся предлагается распределить девять карточек на три группы так, чтобы группа характеризовалась общим признаком. На каждой карточке написано одно слово, например: «карась», «шерсть», «орел», «бегать», «овца», «перья», «чешуя», «летать», «плавать». В результате группировки карточек возможны три варианта ответов.
1 вариант:
1 группа карточек: карась, плавать, чешуя;
2 группа карточек: орел, летать, перья;
3 группа карточек: овца, бегать, шерсть.
Предметы объединены по функциональным признакам, преобладают первая сигнальная система, образное мышление, доминирует правое полушарие.

2 вариант:
1 группа карточек: карась, орел, овца;
2 группа карточек: бегать, плавать, летать;
3 группа карточек: шерсть, перья, чешуя.
В предметах выделены общие существенные признаки, преобладают вторая сигнальная система, логическое мышление, доминирует левое полушарие.

3 вариант:
одновременное выполнение первого и второго вариантов теста, это смешанный тип [7].
Для оптимальной работы преобладающего полушария головного мозга можно организовать деятельность учащихся в малых группах с учетом индивидуального стиля мышления. Работая в парах, ученик с правополушарным типом мышления может показать такие стратегии обучения, как применение схем, привлечение данных из контекста, определение сути. Левополушарный обратит внимание на выделение нужных деталей, различий, создание категорий.
В процессе проведения учебного занятия методы и приемы для учащихся, у которых доминирует левое полушарие, должны опираться на анализ, поиск различий, индукцию, усвоение правил и грамматических конструкций и др. Для учеников с правополушарным типом мышления – на образность, оперирование пространственными связями, дедукцию, синтез.
С целью поддержания работоспособности учащихся, у которых доминирует левое полушарие, желательно предлагать им такие задания, как решение задач письменно, тесты или вопросы закрытого типа. Для учеников с правополушарным типом мышления предпочтительны открытые вопросы – так ребенок сможет проявить творческие способности. Выполнение творческих заданий требует меньше психофизиологических затрат и не приводит к утомлению [6].
Учитывать индивидуальные психофизиологические особенности необходимо и при рассадке учащихся. Ученики с правополушарным типом мышления в процессе мышления отводят глаза влево, поэтому желательно посадить учащегося так, чтобы доска и учитель находились слева от него. С левополушарным ребенком все наоборот [7].
Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне необходимо обратить внимание на индивидуально-типологические свойства нервной системы (сила-слабость), так как они рассматриваются как стабильные, неизменные характеристики высшей нервной деятельности [1].
Учет индивидуально-физиологических особенностей учащихся, психофизиологических основ организации учебного процесса поможет продлить время устойчивой умственной работоспособности учеников. Как показывают результаты исследований, учащиеся, обучающиеся по программам, разработанным с учетом психофизиологических особенностей, имеют не только хорошее интеллектуальное развитие, но и высокую умственную работоспособность.
 Список использованных источников
1.     Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 160.
2.     Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. М. Безруких // Пед. ун-т «Первое сентября». – 2005. – № 21.
3.     Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) : метод. рекомендации, 12 июня 2006 г. // Зб. нармат. дак. – Минск, 2006. – С. 54–111.
4.     Михайлова, О. П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста / О. П. Михайлова. – Чита : ЗабГПУ, 2005. – С. 133.
5.     Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. П. Михайлова. – Чита, 2007. – Л. 198.
6.     Сиротюк, А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы/ А. Л. Сиротюк // Нар. образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
7.     Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003. – С. 282.

                                                                                                    
Ж.Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования


  Условия повышения умственной работоспособности учащихся
Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.
Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.
Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.
Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже. Как правило, если учебная деятельность организована занимательно, учащиеся работают продуктивнее. Но как только интерес падает, сразу снижаются произвольные процессы, школьники занимаются вполсилы, включаются не сразу, теряют время, ждут распоряжений. В старшем возрасте умственная деятельность может поддерживаться путем волевых усилий, высокого уровня саморегуляции.
Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления. Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость [5].
На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению. К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.
Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.
Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.
Этап устойчивой работоспособности проявляется в концентрации внимания, сосредоточенности, продуктивности мышления. Он сменяется периодом компенсаторной перестройки, который характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, отвлечениями на занятии.
После этого наступает утомление. Первыми его признаками являются двигательное беспокойство, изменение почерка, повышенное количество ошибок, снижение темпа работы, а также ее качества. Утомление носит временный характер и проходит при смене видов деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в ходе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой [2].
Увеличению периода устойчивой работоспособности способствует рациональная организация учебного занятия. Педагогу в процессе проведения учебного занятия необходимо учитывать, что в среднем врабатывание происходит в течение 3–5 мин. Время зависит от возраста, состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей учащихся, функциональной зрелости организма. Врабатывание удлиняется у медлительных или ослабленных учащихся в 1,5–2 раза, сокращение данного периода приводит к эмоциональному напряжению, повышению тревожности у учеников.
Функциональная зрелость влияет на продолжительность устойчивой работоспособности, высокую концентрацию внимания, отсутствие отвлечений. При рациональной организации учебного занятия продолжительность устойчивой работоспособности у младших школьников длится около 10–15 мин, у старшеклассников – 25–30 мин, затем происходит ее снижение. Если педагогические условия не соответствуют функциональным особенностям организма, то сокращается период устойчивой работоспособности, быстрее наступает утомление [2].
Одним из необходимых условий рациональной организации учебного занятия является чередование различных видов деятельности [3]. Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, например переходить с чтения на письмо и др. Педагогу также следует учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности. Чередование различных видов учебной деятельности должно происходить не чаще чем через 10 минут.
Необходимо учитывать, что монотонность и однообразие также приводят к снижению умственной работоспособности и появлению утомления.
При проведении учебного занятия учителю необходимо учитывать, что громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы, учащиеся начинают повышать голос, что приводит к появлению шума и нарушению дисциплины. Этот фактор также вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли. Поэтому в процессе проведения учебного занятия педагогу необходимо контролировать громкость своей речи.
Начало. Продолжение читайте в следующих публикациях.
Список использованных источников
1.     Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 160.
2.     Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. М. Безруких // Пед. ун-т «Первое сентября». – 2005. – № 21.
3.     Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) : метод. рекомендации, 12 июня 2006 г. // Зб. нармат. дак. – Минск, 2006. – С. 54–111.
4.     Михайлова, О. П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста / О. П. Михайлова. – Чита : ЗабГПУ, 2005. – С. 133.
5.     Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. П. Михайлова. – Чита, 2007. – Л. 198.
6.     Сиротюк, А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы/ А. Л. Сиротюк // Нар. образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
7.     Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003. – С. 282.



Ж.Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования



                                                                                              

Комментариев нет:

Отправить комментарий