ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЯМ

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА
(рекомендации родителям)
             Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.
Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?
Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей   могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию. 
            Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг.
    1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира
Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.
   2.Различные сборники сказок, народных и авторских
Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.
  3.Книги о животных
книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.
   4.Веселые книги
Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.
   5.Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний
   6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.
Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.

             Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.


Посредством книги я проживаю тысячу жизней, оставаясь самим собой.
К. С. Льюис.

В книге я нахожу образы, питающие мое воображение.
Э. Чемберс

Я пишу для детей, потому что они не ждут,что их любимый писатель спасет человечество. Несмотря на юный возраст, они знают, что это не в его власти. Только у взрослых сохранились такие детские иллюзии.
И. Б. Зингер.

Книга — сад, умещающийся в кармане.
Арабская пословица.

Три важнейших функции книжки-картинки: встреча ребенка с картинкой — искусством, встреча ребенка с литературой, встреча ребенка с родителями. Третья функция книжки, на мой взгляд, самая важная.
Макс Лундгрен.


 Восемнадцать «зачем» нужны детские книжки
  Шведская академия детской литературы
1. Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.
2. Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.
3. Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.
4. Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем на свете, что нас интересует.
5. Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.
6. Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают  выход из трудного положения.
7. Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.
8. Книга учит нас этике. Она заставляет нас размышлять о добре и зле.
9. Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.
10. Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги показывают, что конфликты не обязательно решать путем насилия.
 11. Книги помогают нам познать самих себя.   Для чувства собственного  достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы.
12. Книги помогают нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков.
13. Книги сокращают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
14. Книги — это часть нашего культурного наследия. Они создают общие точки отсчета.
15. Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.
16. Детская книжка открывает нам путь в большую литературу — огромный мир на всю нашу жизнь. Пусть первая встреча с книгой станет незабываемым событием.
  
       
17. Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, книготорговцы, библиотекари…
18. Детская книжка — это также важная часть культурного экспорта, которая приносит стране доходы и повышает ее престиж за рубежом.
Источник информации:

Восемнадцать "зачем" нужны детские книжки / Шведская академия детской литературы // Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». — 2004. — Янв. (N° 1). — С. 2-3: ил.
 Консультация для родителей «Растить любознательных детей».
  Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он   впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там  внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым,  беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Познавательная активность дошкольников выражается в заинтересованном принятии детьми информации в желании  уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом  на фоне строящего дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята  определили профессию человека. Такой  элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть  причинные связи  и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Такой анализ помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:
Ø зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
Ø почему подъемный кран такой высокий;
Ø зачем нужно строить такой большой дом;
Задумываясь над этими вопросами, дети  начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видя то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные  выводы. Ребята могут сравнивать человека и животное ( чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу, поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение  помогает образованию конкретных, ярких представлений. Эффективным  и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям  и явлениям социального мира. Сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнения  по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос : «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Чтобы группировать, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки-все это способствует  осознанному усвоению материала и интересу к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы-в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием справляются дети 4-5 лет. Дошкольникам  предлагают разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке      зимой, мальчику - летом. Объясни решение. А теперь из этих предметов выбери те , которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; чтобы рассказать о себе. Следует обратить внимание на то, что прием классификации  в большей мере способствует познавательной  активности , если он не является  самоцелью, а подчинен  какой-то близкой и понятной  ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту . Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». В моделировании и конструировании  пространства можно использовать мелкий материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Это развивает: мышление, воображение, и  готовит  ребенка к восприятию карты мира.  Повышению познавательной активности  способствует сочетание: словесного  объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Дети вместе с родителями  заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Они различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Такие вопросы просто не имеют смысла, так как  ответ на них слишком прост для детей. Дети старшей группы рассматривают картину» Кошка с котятами» . Традиционный вопрос «кто изображен на этой картине?» бесполезен для старших, которым интересные проблемные, причинные вопросы: Почему котята резвятся, а взрослая  кошка-нет?»  или «Как одним словом можно назвать эту картину?» Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему  станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить». Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим  школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому. 
Экспериментирования и постановка опытов, особенно эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Литература: С. В. Чирковой. « Родительские собрания в детском саду».

Растим любознательных детей.
Развитие познавательного интереса и любознательности  осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. И пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5, 6 лет.

Как отвечать на детские вопросы:

1.   Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2.   Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3.   Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4.   Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.




В настоящее время актуальны слова талантливого педагога Константина Ушинского: «…мы сильно заблуждаемся, если думаем, что в жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь». 


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Ø читайте книги сами своему ребенку,
Ø вместе их рассматривайте,
Ø  пересказывайте друг другу сказки, рассказы,
Ø выбирайте тексты таких объемов, чтобы ваш ребёнок не отказывался их перечитывать самостоятельно,
Ø разучивайте стихи как подарок маме к Международному женскому дню, папе – ко Дню защитника Отечества,
Ø не забудьте записать ваше чадо в детскую библиотеку,
Ø  как можно чаще посещайте вместе книжные магазины, чтобы малыш имел возможность сам делать свой литературный выбор.
В приобщении вашего ребёнка к самостоятельному чтению и выбору своего круга детских книг должен действовать принцип побуждения, а не принуждения!         
Как известно, «книга – источник знаний»
 Поэтому читайте книги в семейном кругу. Без этого никакие самые замечательные уроки чтения не сделают из детей преданных любителей книги. 
Читайте со своим чадом по очереди, разделяя текст на смысловые части. Разделив роли героев книг между собой, читайте текст в лицах. Предложите ребенку пойти в библиотеку и найти книгу того же автора или той же тематики.
"Читайте! И пусть в Вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы Вы не прочли хоть одной странички из новой книги!" - К.Паустовский

                 Памятка для родителей.
                      Дорогие родители!

Чтение-это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя.
                                     В.А.Сухомлинский

       Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать их. Поэтому именно нам, родителям, следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времен и народов, мир исторических тайн и преданий, мир искусства.
       Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию этих качеств. А семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Организовать это желательно в раннем возрасте ребенка.
      Предлагаем вам несколько советов по организации семейного чтения .
В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными примерами окружающего мира.
1.      Развивайте у своего ребенка наблюдательность, а союзницей вашей будет природа.
2.      Обратите внимание во время прогулки с ребенком на ярко- голубое небо, на листочки, на дрожащие капельки росы.
3.      Возьмите книжку с картинками под которыми есть текст и покажите ребенку что – то, что вы наблюдали в природе, можно прочитать в книге.
4.      Начинать домашнее чтение лучше с самых простых сказок, пусть это будут красивые книжки с яркими большими картинками.
5.      Никогда не отказывайтесь, если ребенок вам говорит: « Давай я тебе почитаю». Воспитывайте, поощряйте в нем интерес к чтению вслух.
6.      Если в вашем доме не так уж много книг,  постарайтесь, чтобы их было достаточно вокруг ребенка. Не приобретайте случайных книг, пусть это будут те книги, которые вас самих радовали и увлекали в детстве.
7.      Умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. Это умение по - особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно.
8.      Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прочитанную вместе книгу. Высказывайте свое мнение о прочитанной книге, ее картинки, ее внешнем виде.
 Надеемся, что наши советы  помогут Вам не только в организации семейного чтения, но и в воспитании вашего ребенка.
  
                                        АНКЕТА
                                      Уважаемые родители!
Школьная библиотека занимается воспитательной работой средствами книги, пропагандирует культуру чтения, прививает художественный вкус, способствует пополнению знаний.
К сожалению, в последние годы наметились тенденции к снижению интереса к библиотеке среди детей. Ответив на вопросы, вы поможете нам разобраться в причинах этого явления.
  1. Чем занимаются ваши дети в свободное время?
    • Гуляют на улице,
    • слушают музыку,
    • ходят в кино,
    •  читают,
    • посещают кружки по интересам,
    • проводят время за компьютером,
    • другие занятия._____________________________
  2. Где вы берете книги для детского чтения?
    • в детской библиотеке,
    • домашняя библиотека,
    • у друзей, знакомых,
    • в школьной библиотеке,
    • еще где-то.__________________________________
  3. Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для детей?
    • приблизительно сколько их,
    • какие это книги: русская классика,
    • произведения детской литературы,
    • зарубежная литература,
    • справочная,
    • научно- познавательная.
  4. Нужна ли вам информация  об имеющейся литературе в библиотеке? В какой форме вы хотели бы ее получить?
    • на родительском собрании,
    • с помощью информационного бюллетеня,
    • индивидуальной беседы,
    • другие формы._________________________________
  5. Какой детский журнал вы выписываете?
_____________________________________________________
  1. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  2. Какие книги любит читать ваш ребенок?
    • сказки,
    • рассказы,
    • литература о животных
    • приключения
    • стихи
      8.Укажите,пожайлуста, ваш
·        возраст__________
·        профессию____________
·        образование___________

Большое спасибо !

Требования к учебникам и ученическим портфелям

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:
Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:
- длина (высота) – 300 – 360 мм,
- высота передней стенки – 220 – 260 мм,
- ширина – 60 – 100 мм,
- длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,
- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.
Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Кроме того ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.
Желаем успехов в выборе учебных изданий и ученических портфелей!


Комментариев нет:

Отправить комментарий