ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ








https://drive.google.com/open?id=1dkH6XLfTJvvV8fLK5zWPPw0WUpBBG5rf

https://drive.google.com/open?id=1cY0k5Ev9EGSExtxs_iZcKpgI6VtYChHH
Ивьевский район
Первые жители на территории Верхнего Принеманья, в том числе на Ивьевщине, появились в позднем палеолите.  Стоянки племен свидерской культуры выявлены в д. Николаево, в д. Морино и в окрестностях урочища Стрихвайно, возле озера Черешля.
Средневековые археологические памятники - курганы, могильники — часто называются «шведские», хотя не имеют никакого отношения к шведам. Курганы находятся в Трабах, в окрестных урочищах «Шведы Вторые», «Шведы Первые», в окрестностях Ивья, в Липнишках, Юратишках, возле деревень Кривичи и Поташня. Могильники (в том числе татарские и языческие) были в урочищах Кракшли, Кладенка, Татарщина,возле деревень Богданцы, Харитоны, в деревнях Макары и Чашейки, в урочище Церковище (между деревнями Позняки и Ковали), возле деревень Купровичи, Дульки, Сеньковичи, Саковичи.
На рубеже XV—XVI вв. канцлером Великого княжества Литовского и виленским воеводой Альбрехтом Гаштольдом был построен Гераненский замок, от которого  остались только руины. Сохранился в Гераненах Николаевский костел, который возник из часовни 1529 г. и неоднократно перестраивался (последний раз в 1883 г.).
Сегодняшний районный центр Ивье, по письменным источникам, с 1-й половины XV в. известен как великокняжеский двор. Название «Ивье» имеет два объяснения: от имени жены Гедимина княгини Евы — Евье и от древнего слова «ив» — это «место, где берет начало река». В 1444 г. Ивье было подарено маршалку земскому литовскому, наместнику новогрудскому Петру Мандигерду. В 1-й половине XVI в. оно принадлежало князьям Забжезинским, в 1558—1654 гг. - Кишкам,  затем до 1661 г. - Глебовичам, с 1681 по 1686 г. — Сапегам, затем до 1873 г. — Тизенгаузам (среди них был и знаменитый Антоний, староста гродненский. Последними владельцами Ивья были графы Замойские. С 1567 г. в Ивье действовала арианская церковь. В 1600 — 1633 гг. построен монастырь и костел бернардинцев, в 1884 г. — мечеть.
Бакшты (упоминаются в хрониках крестоносцев XIV в.) принадлежали великому князю литовскому Ягайле, виленскому костелу святого Станислава, родам Кежгайлов, Кишков, Тизенгаузов. Род Зеньковичей владел Дудами. Жемыславль (бывшее имение Жемлослав) с 1805 г. был резиденцией маршалка графа Владислава Вместовского, который возвел дворец, а также ряд хозяйственных построек.  Одним из последних владельцев Жемыславля был Владислав, друживший с отцом и сыном Дюма.
С 1811 г. Вместовские стали владеть Субботниками (до середины XIX в. использовалось название Старые Геранены), которые известны с XIV в., а первое письменное упоминание относится к 1492 г., когда они принадлежали Софии Радзивилл. При Радзивиллах в 1545 г. был заложен приходский костел, здание которого часто перестраивалось (в 1681, 1755, 1904 гг.). В его склепе захоронены многие из рода Вместовских. С XVI в. известна деревня Липнишки. С 1528 г. здесь хозяйничали Гаштольды, позже — Пацы, затем местечко было записано на содержание артиллерии ВКЛ, а в XIX в. оно принадлежало Вольским, Пусловским.  В начале XX в. был построен местный Казимировский костел. Трабы с 1490 по 1542 г. принадлежали Рейнгольдам, до 1774 г. — великим князьям литовским, а потом до середины XIX в. — Нарбутам, от которых перешли в казну.  С 1784 г. стоит здесь Свято-Петро-Павловская церковь, а в начале XX в. построен костел Рождества Богородицы. Юратишки были владениями Коптей, Костелковских, Радкевичей. В 1532 г. возникла Свято-Николаевская церковь.
На территории района есть два государственных заказника республиканского значения: Налибокская пуща (5,7 тыс. га) и биологический заказник «Урочище Красное» около деревень Лукашино и Демонты (218 га), а также ландшафтный заказник местного значения «Раздоры» (135 га).
Со времен Гедимина и Витовта в районе живут татары. Одним из первых мест расселения татар стала подаренная им Муровщизна. Название это происходит от имени Муртуз. Так звали сына поручика князя Януша Радзивилла Сулеймана Муровского, получившего в  1652 г. в подарок имение около Ивья.
На Ивьевщине родились польский сенатор 3. Автошевский; белорусский дипломат, представитель Беларуси в Женеве при Европейском представительстве ООН Э. Борщевский; бывший заместитель председателя Верховного Совета БССР И. Чагина; первооткрыватель единственного в Европе месторождения алмазов заслуженный геолог Российской Федерации И. Добейко; доктор химических наук, профессор БГУ В. Егоров; доктор биологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси О. Бекиш.
В 2014 году город Ивье отпраздновал свой юбилей - 570 лет
ИВЬЕ – БЕЛОРУССКИЙ ВАВИЛОН («ВОРОТА БОГОВ») 

Версии происхождения названия города Ивье 


Сколько загадок и сюрпризов для неленивых путешественников таит наша Белая Русь!. Кто бы мог подумать, что городок с таким прозаическим, на первый взгляд, названием, как Ивье, на протяжении веков будет настоящим духовным магнитом для людей самых разных занятий и вероисповеданий!
Сегодня Ивье – это небольшой районный центр Гродненской области на речке Ивянке, живописно расположенный между лесами Налибокской пущи и обширными болотами вдоль реки Гавьи. Его жители предпочитают различные версии происхождения названия родного города. Некоторым нравится легенда, согласно которой Ивье прежде было Евьем – по имени Евы, жены князя Гедимина. Будто бы именно она и основала поселение на том месте, где стоит, отражаясь в озере, великолепный белый костел, а потом, мол, со временем первоначальное «Евье» трансформировалось в «Ивье». Другие настаивают на том, что имя городу дала повсеместно растущая здесь ива. Если принять такую гипотезу, говорят специалисты, то этот факт может свидетельствовать об Ивье как об одном из самых древних славянских поселений на территории современной Беларуси.
В письменных исторических источниках ХV века поселение называется двояко – Ивье и Ивь. Первое письменное упоминание о нем относится к 1444 году, когда князь ВКЛ Казимир отдал Ивье земскому маршалку, новогрудскому наместнику Петру Монтыгердовичу. Интересно, что современная этимология возводит имя Ева к арамейскому «Хавья» и финикийскому «Хвт», что означает «змея» или «змееподобная богиня». Как в этой связи не вспомнить соседний Полоцк и предание о Всеславе Чародее, князе Полоцком, берущее начало от общеславянского мифа о чудесном герое-волке, родившимся человеком от Огненного Змея! Змей же, как известно, у многих народов символизирует высшую мудрость. Какая же мудрость изначально заложена была в основание Евья-Ивье? И какую притчу можно прочесть потомкам между строк исторических летописей?

Кто владел Ивьем и жил в Ивье

Знакомство с непростой историей Ивья еще более убеждает в том, что имена даются поселениям не случайно – они оказываются своего рода камертоном, на который настраивается все их последующее развитие. Так и здесь: гибкость и жизнестойкость ивы символически присутствует во всех немыслимых исторических перипетиях Евья-Ивья…
Кто только не владел этим небольшим поселением, являвшимся, по всей видимости, лакомым кусочком для многочисленных представителей знати! Ивье принадлежало Радзивиллам, Кишкам, Сапегам, Огинским, Тизенгаузам, графам Замойским… Оно входило в состав Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Польши, царской России…
И кто только не жил здесь, в этом миниатюрном «белорусском Вавилоне»: и поляки, и белорусы, и евреи, и татары, и русские! Среди обитателей Ивья были католики и протестанты, православные, иудеи, мусульмане. В чем же заключалась особая притягательность этого небольшого поселения? Быть может история Ивья – это своеобразная притча о ставшей отличительной особенностью характера белоруса толерантности?

Удачное расположение Ивья

Одна из самых очевидных причин популярности Ивья в прошлом – его удачное расположение. Перекрестки торговых путей всегда процветали, и настоящим бедствием для поселений, расположенных вблизи, было прокладывание новых дорог, оставлявших их в стороне от бьющей ключом жизни. Тогда местечки, разросшиеся на возможности предоставления пищи, крова, разного рода услуг проезжим купцам, служивым людям, студентам-школярам и простому люду, наведывавшемуся в ближние и дальние города, постепенно хирели, приходили в упадок и превращались в обычные деревни. Ивью в этом отношении повезло больше. Как, впрочем, и в том, что последняя мировая война каким-то чудом обошла его стороной, оставив в неприкосновенности архитектурно-ландшафный ансамбль центра города. Чтобы лучше представить его, можно вспомнить Троицкое предместье Минска – гордость и визитную карточку столицы. Однако ивьевская архитектура, оставляющая редкое для Беларуси ощущение единства и цельности архитектурного ансамбля, пожалуй, могла бы составить неплохую конкуренцию и ему. А прогулка по старым кварталам Ивья надолго остается в душе очень гармоничным ощущением и приятным воспоминанием.

Центр Ивья 

Еще с ХVI века центром жизни бывшего местечка была Рыночная площадь. На ней рядком, тесно друг к дружке, стояли деревянные постройки торговцев и ремесленников, многочисленные трактирчики, цирюльня… Жилые кварталы тоже были весьма плотной застройки. Увы, поэтому, когда в начале прошлого века в Ивье вспыхнул пожар, пламя уничтожило практически все поселение. Сохранились панорамные фотографии города после пожара: печные трубы на пепелищах да стены нескольких каменных построек. В те времена из пятитысячного населения Ивья 70% были евреями (кроме них в городке жили 800 католиков, 500 татар-мусульман и 30 православных христиан). Но благодаря тому, что имущество жителей было предусмотрительно застраховано, вскоре город, словно птица Феникс, был возрожден из пепла. Так что своим симпатичным нынешним обликом городской застройки, состоящей из одно- и двухэтажных зданий конца ХIХ – первой трети ХХ века, Ивье обязано евреям. Но, как это ни трагично и ни парадоксально, в наши дни в городе практически нет еврейского населения: многие погибли в годы Второй мировой войны, кто-то уже во времена перестройки уехал в Израиль, другие уехали туда сравнительно недавно – после Чернобыля… Одной из достопримечательностей Ивья является сохранившийся на Рыночной площади комплекс трех синагог с элементами барокко – каждая из них предназначалась для представителей определенного социального сословия еврейского общества.

Как появились татары в Ивье 

От площади, повторяя направления древних дорог, расходятся улицы. Одна из них ведет к еще одной архитектурной доминанте города – мечети, расположенной в стороне от центра. Стройный силуэт высокого минарета уже издали привлекает внимание приезжих: муэдзин созывает с него местных мусульман на пятничную молитву. Эта старейшая из сохранившихся в Беларуси мечеть была построена в 1882 году, а украшающий ее минарет возвели в 20-х годах прошлого столетия. Мечеть строилась из дерева, пожертвованного татарам владелицей Ивья графиней Замойской (в мечети укреплена в ее честь мемориальная доска). Здание построено в виде куба – как напоминание о священном для мусульман черном камне Каабе, а алтарь храма «смотрит» на Мекку. Впрочем, не все в истории ивьевских татар было так уж безоблачно: до получения от властей разрешения на строительство культового сооружения они долгое время вынуждены были собираться для совместных молитв в обычном, хотя и просторном амбаре.
Татары появились в этих местах во времена правления Витовта в начале ХIV века. Хотя частично, это были пленники, захваченные Витовтом во время Азовского похода, они оказались верными слугами: пользовались расположением великого князя и его преемников, были обласканы и наделены разного рода «привилеями». А. Мухлинский, автор «Исследования о происхождении и состоянии литовских татар», вышедшего в 1858 году, писал: «Когда вся Европа вооружалась мечом и ненавистью против татар, существовала взвешенная политика князей литовских, которые с любовью и гостеприимством приглашали в свои владения татар, которые по разным причинам вынуждены были покидать свою родину». Поселившись в Великом Княжестве Литовском, они частично ассимилировались, женились на белорусках, понемногу стали забывать свой язык. В результате им даже пришлось переводить свои богослужебные книги на белорусский язык, сохраняя при этом арабское письмо. Так появились написанные арабской вязью священные книги – китабы.

Татарская слободка в Ивье 

На могильных камнях и плитах хорошо сохранившегося старого татарского кладбища выбиты исламские полумесяцы и надписи на двух языках – арабском и русском. Рядом с восточными именами мирно соседствуют типично белорусские фамилии. Кое-где на современных надгробиях высечен еще один символ татарских семей: поникшая веточка ивы, с листьев которой капают слезы-росинки…
Сегодня в городе живет около 300 татарских семей. Татарская слободка в Ивье помимо мечети имеет еще один отличительный признак – обширные теплицы, ведь татары издавна славятся как умелые огородники. Впрочем, из семей ивьевских татар немало вышло также инженеров, учителей, юристов, врачей и ученых.

Главное украшение Ивья 

А главное украшение города – Петропавловский костел и монастырь, рядом с которыми раскинула руки белая статуя Христа, стоящая на невысоком постаменте. Костел, строительство которого растянулось на три столетия, был закончен приблизительно к 1600 году. Прилегающий к костелу монастырский двухэтажный корпус сооружен несколько позднее, в первой половине ХVII века. Особую прочность, монументальность и величественность взметнувшемуся в небеса архитектурному памятнику придают мощные ступенчатые контрфорсы по углам здания. За свой век оно успело побывать храмом и для ариан, и для кальвинистов, и для католиков. Есть в городе и недавно построенный православный храм, но в эстетическом отношении он, к сожалению, большой ценности не представляет.

Ивьевская академия 
Рассказ об Ивье был бы неполным без упоминания о выдающихся личностях как важной духовной составляющей истории города. Перечисление известных, даже, можно сказать, прославленных фамилий владельцев Ивья вызывает двойственное чувство. Дело в том, что отношения «хозяев жизни» и «холопов» были на удивление дисгармоничными. Хотя, наверное, бывали и исключения, но история местечка – это, увы, еще и череда многочисленных бунтов крестьян против своих «благодетелей». Иностранцам, отмечавшим в прошлые века ужасающую бедность местных жителей, были не вполне понятны ее причины: вроде бы и земли вдоволь, и народ смышленый и работящий – почему же такая нищета вокруг? Долгое время крепостная зависимость вообще ставила местных крестьян в позорное положение бесправных и безмолвных рабов. Наверное, поэтому история Ивья так бережно хранит имена духовных подвижников и просветителей этого города. Среди них был Ян Лициний Намысловский, преподаватель протестантского учебного заведения – знаменитой Ивьевской академии, действовавшей во второй половине ХVI столетия. В академии дети протестантов, католиков и православных изучали философию, риторику, поэзию, историю, музыку, медицину, физику, логику и общественное право, а также различные языки. Практически во всех иных школах того времени детей учили только азам грамоты, так что аналогов Ивьевской академии, проникнутой гуманистическими идеалами, не существовало. В иезуитских же и кальвинистских школах царил совсем другой дух – дух религиозной нетерпимости и фанатизма.  

Духовное наследие Ивья

Огромный вклад в копилку духовного наследия Ивья внесли католический священник и драматург Ильдефонс Бобич (о его творчестве тепло отзывался Максим Богданович), автор книг-проповедей на белорусском языке, ставших настольными книгами многих белорусских священников, а также выдающийся деятель белорусской реформации, богослов и гуманист-просветитель Сымон Будный, принимавший участие в ставшем знаменитым Ивьевским синоде ариан-антитринитариев (отрицавших догмат троичности бога), на котором, в частности, дискутировались вопросы о том, может ли христианин владеть подданными и челядью, должен ли христианин участвовать в войнах и каким должен быть христианский правитель («философ на троне», по мнению Будного). Стоит упомянуть и о том, что именно в Ивье работала одна из первых в Беларуси типографий, и здесь была напечатана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, высоко оцененная самим М. В. Ломоносовым.

Ивьевский родник 

В прежние времена, говорят, было в Ивье тридцать три родника. Теперь недалеко от здания бывшей водяной мельницы тоже можно испить воды, которая, как свидетельствует надпись на установленной здесь табличке, является эталонной по своим качествам. Местные жители говорят, что скважину пробурили еще немцы во времена Первой мировой – с тех пор так и течет живая водица здесь самотеком. И когда смотришь на эту чистую воду, наполняющую ладони детишек, которых привозят иной раз на экскурсионных автобусах в Ивье (в городе с такой богатой историей действует музей национальных культур!), то сама собой рождается параллель с просветителями, к которым вот также доверчиво тянулись человеческие души и сердца. Иудеи, мусульмане, католики, православные, протестанты – все они такие, казалось бы разные! Но ведь история уютного Ивья, как и вся человеческая история, свидетельствует: своей неутолимой духовной жаждой люди так поразительно похожи друг на друга! 










Комментариев нет:

Отправить комментарий