Сымон Будный
"Дата рождения С. Будного - около 1530 г. В 14
лет он поступил на факультет свободных искусств Краковского университета.
Проведя в его стенах около 10 лет, Будный получил превосходное образование. На
страницах его произведений читатель встречается с именами Аристотеля, Платона,
Демосфена, Цицерона, Вергилия, Горация, Тита Ливия, Плиния Старшего, Эразма
Роттердамского, Францишка Скорины, Ивана Федорова…. Возможно, после Кракова он
закончил также теологический факультет протестантского Базельского
университета.
В 1558 году Сымон Будный прибыл в Вильно стал катехизистом - протестантским
наставником, который по воскресеньям, вторникам, пятницам и праздничным дням на
родном языке преподавал взрослым и детям основы реформационного учения. Проявив
блестящие способности, через два года он получил повышение - должность
проповедника в Клецке. Тут Будный решил заняться еще и печатной пропагандой
идей гуманизма и Реформации.
Вместе с несвижским старостой Мацеем Кавячинским и
кальвинистским проповедником Лавреном Крышковским при финансовой поддержке
белорусских магнатов Астафея Валовича и Миколая Радзивилла Черного Будный
основал в 1562 году одну из первых после Скорины белорусских типографий. Сюда,
в Несвиж, был перевезен из Вильни шрифт, которым когда-то пользовался Францишек
Скорина. При типографии была построена и "паперня" - мастерская по
производству бумаги.
Полное название первой книги Будного, вышедшей из
несвижской типографии 10 июня 1562 года, звучит так: "Катехисис, то ест
наука стародавная христианская от светого письма, для простых людей языка
русского, во пытаниях и отказах собрана". Автор "Катехизиса"
изложил собственные религиозно-философские, политические и педагогические идеи.
Видя угрозу полонизации, философ решительно выступил в
защиту белорусского языка. В посвящении к "Катехизису" он обращается
к князьям Радзивиллам со следующими словами" "Абы ваши княжацкие
милости не только в чужоземских языках кохали, але бы ся тежь и того здавна
славного языка словенского размиловати и оным ся бавити рачили. Слушная бо речь
ест, абы ваши милости того народу язык миловати рачили, в котором давные предки
и их княжацкие милости панов отци ваших милости славнее преднейшие преложеньства
несуть".
В том же 1562 году с несвижского печатного станка
сошло еще одно белорусскоязычное произведение Будного - "Про оправдание
грешного человека перед Богом", которое до наших дней не сохранилось.
Вскоре Будный становится одним из идейных вождей
белорусской реформации и возглавляет ее радикальное крыло - так называемых
антитринитариев. Они, известные также как "литовские братья" и
ариане, выступали против большинства церковных обрядов и догматов, отрицали
Святую Троицу, не верили в загробный мир и бессмертие души. Отстаивая свои
взгляды, Будный развернул активную литературно-публицистическую и издательскую
деятельность. Громадных усилий потребовал от него и перевод на польский язык
Библии, вышедшей в свет в 1572 году.
После смерти Миколая Радзивилла Черного Будный находит
себе нового могущественного мецената и брата по вере - белорусского магната Яна
Кишку.
В своем замке в Лоске этот меценат создает типографию
и делает философа ее полноправным хозяином. Тут Сымон Будный издает ряд книг,
среди которых "Новый завет", с предисловием и комментариями, трактаты
"О двух природах Христа", "О светской власти", "О
главных положениях Христианской веры".
Будный выступает за творческую свободу личности и
против религиозного фанатизма, пишет о необходимости освоения культуры других
народов и изобличает православных деятелей, которые отмежевывались от
достижений западноевропейской науки и образования.
Он переводит с французского и печатает книгу "О
фуриях, или Французские безумства", где рассказывается о жутких событиях
Варфоломеевской ночи, когда французские католики вырезали тысячи протестантов.
Перевод звучит как предостережение гражданам Великого Княжества Литовского, в
котором тоже шла религиозная борьба. Высокую оценку просвещенных читателей
получают и отмеченные несомненным литературным талантом стихи Будного.
В конце жизни мыслитель разошелся во взглядах с
бывшими соратниками. Он доказывал, что владение собственностью, работа на
государственных должностях, участие в войнах не противоречат духу Евангелия. За
это "литовские братья" отлучили Будного от своей общины. Он вынужден
был оставить Лоск, жил у разных случайных меценатов и умер в 1593 году в
белорусском местечке Вишнево. В Несвиже сохранилось здание, где размещалась
типография Сымона Будного".
В.Орлов - [76].
Комментариев нет:
Отправить комментарий