Ги де Мопассан - писатель, имя которого советские
учителя произносили чуть не шёпотом: он же писал ОБ ЭТОМ! О том, о чём детям и
знать не положено, чтобы своих детей не нарожали ещё на школьной скамье!
Формального запрета не было, была "фигура умолчания".
Трезвые голоса раздавались и тогда: "Но ведь информация будет получена неизбежно? Так что лучше - анекдоты в подворотне или рассказы Мопассана?" Но нет. И десятиклассникам в стенах школы дозволялось только вести собеседования "о дружбе", в то время как томик Мопассана из Всемирной литературы переходил из рук в руки... в пятом классе.
Какими смешными сегодня кажутся эти опасения теперь, когда "все всё
знают"! И знают отнюдь не из "всемирки".
А ведь у французского классика нет ни одной откровенной сцены. НИ ОДНОЙ! Кому
надо - тот поймёт, а кто не поймёт - тому это просто пока не надо.
Но вот что вынесли из его рассказов даже мы (в пятом - шестом классе!) -
это понятие о причинно - следственных связях. Никакой романтики, никакого
"злого рока", все несчастья люди делают сами - и себе, и ближнему.
Самый первый из напечатанных
рассказов, "Пышка" - навсегда обеспечил автору место в
Большой литературе.
Франко - прусская война. Прусаки заняли Руан. Но какое дело до войны торговцам
вином и прочим столь же необходимым товаром? Им надо в Гавр по делам! Добились
у оккупационных властей разрешения - и едут. В одном дилижансе с господами и их
жёнами оказалась известная всему Руану проститутка по прозвищу Пышка. А она -
то куда и зачем собралась? А она - куда угодно, лишь бы от прусаков подальше.
Не может их видеть...
Казалось бы, такая профессия не предполагает наивности? Но Пышка пренаивно
счастлива, что проголодавшиеся господа согласились разделить с ней трапезу:
скармливает им всё, что припасла в дорогу. Ночлег - а наутро оказывается, что
дальше дилижанс не поедет, коней не запрягут и кучера не вернут, пока Пышка не
обслужит начальника местного караула. Прусака. Ну вот глянулась ему сдобная
француженка!
Могла девушка ждать, что мужчины её защитят? Если ждала - то сильно переоценила
соотечественников... Ей начали объяснять, что это - её работа, и долг, и
вообще... жертва, угодная богу!
После обеда, наконец, тронулись. Господа угощают друг друга тем, чем запаслись
в трактире - и не замечают Пышки. Снова отверженная. Прокажённая. Забилась в
уголок - и плачет...
И что, рассказ "об этом"? А разве не о порядочности, мнимой и истинной? Не о подлости под личиной "приличий"? Не о патриотизме, который даже у проститутки более вероятен, чем у буржуа?
А порой несчастье может выглядеть настолько буднично и
обыденно, что читателю впору задуматься: в чём же тут беда? Что - то не так, а
что?
Многодетный папаша Буатель, городской золотарь, конечно, неудачник, раз у
него столь нелепое занятие. Но ведь и жена ему мила, и детей любит. И клянётся
всем и каждому, что его дети будут жениться - выходить замуж только по своей
воле. Он даже советовать ничего не станет!
Дело в том, что родители ему в своё время "посоветовали", проще
говоря - не благословили жениться на такой чудесной девушке... такой - что
только взглянет - парню уже на весь день праздник!
Но почему?! Соглашались ведь, что девушка очень славная? Да, но... кто же из
нормальных людей женится на негритянке?
Женщина в мире Мопассана - одновременно товар и жертва. Роль, определённая ей отчасти природой, отчасти - обществом. Автор на её стороне почти всегда: это же так нормально - понять слабого. И защитить.
Не хочет быть ни товаром, ни жертвой? Тогда - в старые девы, как продремавшая
всю жизнь компаньонка мадемуазель Перль, или Плетельщица стульев, влюблённая в
"приличного" мужчину - и десятилетиями не смеющая поднять на него
глаз...
Бесплодная жизнь? Но если "плодовитая" не сулит ничего, кроме
бесконечных унижений?
"Розали Прюдан" - история служанки, которая задушила своего
новорожденного ребёнка. Полгорода набилось в зал суда - посмотреть на
"тварь"...
Суд учёл смягчающие обстоятельства - виновная обращалась к повитухе, сшила
детское приданое - значит, собиралась растить ребёнка. Почему же она сделала
то, что сделала? Приступ безумия? От несчастной ждут объяснений.
И она рассказывает, как боялась потерять место. Право, только потому и уступила домогательствам хозяйского сына. А когда поняла, что произошло, решила скрывать до последнего - и работать: деньги - то будут очень нужны! Ребёнок родился ночью, никто в доме ничего не услышал. "Право, я была очень рада, но... второй! Близнецы! Одного я смогла бы вырастить, отказывая себе во всём, но не двух же! И тогда... я накрыла их подушкой. А утром закопала. Которого вы нашли? Того, что в клубнике? Ну так второй в артишоках".
Суд оправдал девицу Прюдан.
Тот ли это пример, которому захочет последовать читательница, даже самая юная -
наивная?
А в новелле "Сын" беседуют два почтенных, уважаемых мсье - Академик и
Сенатор. Академику лишь недавно открылась простая истина, которая потрясла его
до глубины души: ведь почти у всех публичных женщин есть дети! Да нередко и не
по одному... Кто же их отцы? Да мы, так называемые "порядочные люди"!
Некогда он остановился на ночь в придорожном трактире - да и "прижал"
там молоденькую служанку. А что такого? На что же ещё существуют служанки, если
не ублажать проезжих?
А остановился там же через двадцать лет - и узнал, что девушка умерла от родов.
Ужас: "Я - убийца?!" Ну а кто же родился?
Любопытному проезжему показывают жалкого идиота, из милости выращенного на
скотном дворе. Сын...
Можно ли ему помочь? А зачем? Если господину его жалко - ну оставьте сколько -
нибудь денег хозяину, покормит получше. А самому ему не давайте - упьётся до
смерти. Для чего ещё нужны деньги - он и не знает.
Чуть копни - обнаружишь под личиной "пристойности" бездну скверны...
Но и "души прекрасные порывы" возможны в любом слое общества.
Удивительное существо - человек!
Вот старая крестьянка не чувствует никакой вражды к врагам: к ней на постой
определили четверых молодых солдат. Они славно управляются по хозяйству, она их
кормит - идиллия! Ровно до получения письма с фронта. Мамаша Соваж узнаёт, что
её сын погиб. Три недели назад прусское ядро разорвало его пополам... и все эти
три недели она тут чуть не роднилась с прусаками!
В тот же вечер она просит постояльцев написать ей свои адреса, якобы на память.
Устраивает их спать на сене, на чердаке. Ночью запирает свой дом - и поджигает.
Это же бездна для обсуждений: нет для Мопассана "героев и толпы" -
героическое начало может проснуться там, где не ждали. Равно как и низменное.
И всё же единственный рассказ Мопассана, допущенный в конце концов в школьную
программу - "Папа Симона" . Замечательный, но всё же...
почему единственный?
Мальчуган пришёл "в первый раз в первый класс" - а его задразнили
старшие мальчишки, да и младшие не отстают. В чём дело? В том, что у Симона...
нет ПАПЫ! У всех есть - а у него нет, и это - позор. В чём позор - дети ещё не
очень понимают, но они же слышали,. что взрослые обсуждают маму Симона с
ухмылочками!
И мальчуган бежит к реке. Готов утопиться!
Зарёванного малыша вовремя замечает кузнец Филипп - и приводит домой:
- Вот, сударыня, я привёл вашего сына, он заблудился у реки.
- Не заблудился я, а хотел утопиться! Потому, что у меня нет па-а-апы! А вы
хотите быть моим папой?
Растроганный кузнец кивает: "Хочу. Так и скажи всем, кто будет тебя
дразнить".
Как об этом случае узнали другие? Кузнецы будто бы случайно завели разговор:
- А Бланшотта - славная девушка. Чем она виновата, что какой - то негодяй её
обманул? А только с тех пор и из дома- то не выходит, и никого не пускает,
только плачет и молится. Она была бы хорошей женой честному человеку.
И когда Филипп снова появился на пороге домика Бланшотты...
- Вы не должны... люди видят!
- А кому какое дело, если я хочу на вас жениться?
Малыш Симон счастлив. С какой гордостью он сообщает всей школе: "Мой папа
- кузнец Филипп Реми, и он обещал вздуть каждого, кто посмеет меня
обидеть!"
Всё правильно. Сила не только в том, чтобы стучать молотом. Но и в том, чтобы
помочь выжить другим, даже если кто - то будет над тобой смеяться. А ведь
будут: люди, готовые приподняться в собственных глазах, унижая ближнего - были,
есть и будут.
Так что же - виноватых нет? Не найдёшь тех, кого нельзя понять - и простить?
Есть. Едва ли не единственный рассказ, где автор обвиняет женщин
- "Мать уродов". Единственная вина, простить которую
невозможно - это извлечение прибыли из чужого несчастья. А если ещё и несчастье
- не насмешка судьбы, если оно - рукотворное?!
Батрачка работает за троих - никто и не должен заподозрить, что с ней что - то
не так! Беременность - авось не заметят, если затянуть живот покрепче...
Затянула так, что буквально раздавила ребёнка - родился искривлённый,
расплющенный урод! Чудо, что живой. Вырастила - за ней следили, чтобы не
избавилась. А потом цирк ей предложил за "неведому зверушку" хорошие
деньги! Продала - и смекнула, что так можно зарабатывать. С тех пор так и
рожает в год по уроду. Не все выжили, но на живых - очередь из содержателей
балаганов!
Уникальная гадина? А чем лучше вон та прелестная молодая дама? У неё трое детей
- калек: тихонько играют в песочнице, а рядом - маленькие костыли. И попробуйте
её обвинить - будет доказывать, что женщина без талии - это баба, а она не
позволит себе обабиться. И талия у неё была до последнего дня - благодаря корсету!
Но ведь это значит - согласиться с ролью товара? И даже не
просто согласиться, а - сжиться в полном убеждении, что это - ДОСТОЙНО!
Так можно ли найти более актуального автора в эпоху победы
товарно - денежных отношений?
Комментариев нет:
Отправить комментарий