·
Н.А.Кун
«Легенды и мифы Древней Греции»
·
Русские
народные сказки
·
Сказки
народов мира
·
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
·
С.Я.Маршак.
Пьесы-сказки «Горя бояться – счастья не видать»
·
В.Гауф
«Карлик Нос», «Маленький Мук»
·
Р.Киплинг
«Сказки Джунглей»
·
О.Уайльд
«Мальчик-звезда»
·
Л.Н.Андреев
«Петька на даче»
·
А.Г.Алексин
«Самый счастливый день»
·
А.И.Куприн
«Белый пудель»
·
А.Н.Рыбаков
«Кортик», «Бронзовая птица»
·
М.Твен
«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
·
В.П.Астафьев
«Васюткино озеро»
·
Н.Н.Носов
«Белый гусь»
·
Е.С.Велтистов
«Электроник – мальчик из чемодана», «Победитель невозможного», «Ресси –
неуловимый друг», «Глоток Солнца»
·
Дж.
Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
·
Ю.Я.Яковлев
«Рыцарь Вася», «А Воробьев стекло не разбивал»
·
Беларускія
народныя казкі
·
Браты
Грым “Казкі”
·
“Прыстань
ваўкалакаў: чарадзейныя казкі” (уклад. А.Гурскі)
·
М.Лынькоў
“Міколка-паравоз”
·
А.Федарэнка
“Шчарбаты талер”
·
У.Караткевіч
“Чортаў скарб”, “Кацел з каменьчыкамі”
·
А.Якімовіч
“Рыжык”, “Залатая дзіда”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим шестиклассникам
для дополнительного чтения летом будущим шестиклассникам
·
И.А.Крылов.
Басни
·
С.В.Михалков.
Басни
·
В.П.Астафьев
«Фотография, на которой меня нет»
·
Л.Н.Андреев
«Ангелочек»
·
А.С.Грин
«Гнев отца»
·
А.С.Пушкин
«Дубровский», «Повести Белкина»
·
Л.Н.Толстой
«Детство»
·
Н.В.Гоголь
«Тарас Бульба»
·
В.К.Железников
«Чучело»
·
Б.Н.Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
·
Ж.Верн
«Дети капитана Гранта»
·
В.Г.Машков
«Между «А» и «Б» и другие повести
·
Біблейскія
аповеды “Стварэнне свету”, “Прытча пра блуднага сына”, “Патоп. Ной будуе
каўчэг” і інш.
·
Я.Брыль
“Маці”, “Жук”
·
Я.Маўр
“У краіне райскай птушкі: аповесці, апавяданні”
·
Зб.
“Ніколі не забудзем”
·
І.Пташнікаў
“Арчыбал”
·
І.Сяркоў
“Мы з Санькам ў тыле ворага”
·
А.Федарэнка
“Афганская шкатулка”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим семиклассникам
для дополнительного чтения летом будущим семиклассникам
·
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
·
А.Н.Толстой
«Отрочество»
·
Н.В.Гоголь
«Ревизор»
·
А.С.Грин
«Алые паруса»
·
А.Г.Алексин
«Саша и Шура», «А тем временем где-то»
·
Ч.А.Айтматов
«Ранние журавли»
·
В.А.Каверин
«Два капитана»
·
А.И.Мошковский
«Вызов на дуэль»
·
К.В.Булычев
«Поселок»
·
В.Л.Киселев
«Девочка и птицелет»
·
Р.И.Фраерман
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
·
Я.Маўр
“Палескія рабінзоны”
·
А.Васілевіч
“Горкі ліпавы мед”
·
В.Быкаў
“Альпійская балада”
·
У.Ягоўдзік
“Аповесць пра князеўну Рагнеду”
·
І.Пташнікаў
“Ільвы”
·
А.Марціновіч
“Гістарычныя постаці”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим восьмиклассникам
для дополнительного чтения летом будущим восьмиклассникам
·
А.С.Пушкин.
Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»
·
Н.В.Гоголь
«Нос», «Портрет»
·
И.С.Тургенев
«Ася»
·
А.П.Чехов
«Душечка», «Кухарка женится»
·
В.Г.Короленко
«Слепой музыкант»
·
Б.Л.Васильев
«А зори здесь тихие»
·
Ю.В.Бондарев
«Горячий снег»
·
И.Ефремов
«Туманность Андромеды»
·
У.Шекспир
«Ромео и Джульетта»
·
М.Сервантес
«Дон Кихот»
·
А.Дудараў
“Вечар”, “Кім”, “Святая птушка”
·
В.Быкаў
“Жураўліны крык”, “Дажыць да світання”
·
Я.Купала
“Паўлінка”
·
В.Іпатава
“За морам Хвалынскім”
·
В.Вольскі
“Несцерка”
·
Г.Марчук
“Новыя прыгоды Несцеркі”
·
У.Бутрамееў
“Ізноў Несцерка”
·
В.Казько
“Суд у Слабадзе”
·
А.Бадак
“Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаеміцца”
·
Р.Баравікова
“Лен-Лянок, альбо Кампакт-дыск ад Зяленага Дрэйка”
Примерный список литературы
для дополнительного чтения летом будущим девятиклассникам
для дополнительного чтения летом будущим девятиклассникам
·
Д.И.Фонвизин
«Недоросль», «Придворная грамматика»
·
А.С.Грибоедов
«Горе от ума»
·
А.С.Пушкин
«Евгений Онегин», «Медный всадник», «Маленькие трагедии»
·
Н.В.Гоголь
«Мертвые души», «Миргород», «Шинель», «Женитьба»
·
В.В.Вересаев
«Гоголь в жизни», «Пушкин в жизни»
·
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
·
Стендаль
«Ванина Ванини»
·
В.Гюго
«Отверженные»
·
Ян
Баршчэўскі зб. “Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных
апавяданнях”
·
В.Дунін-Марцінкевіч
“Пінская шляхта”, “Ідылія”, “Гапон”, “Залеты”
·
Я.Купала
“Бандароўна”, “Раскіданае гняздо”
·
Я.Колас
“На ростанях” (частка першая “У палеская глушы”), “Новая зямля”, “Сымон-музыка”
·
У.Арлоў
“Дзень калі ўпала страла”
·
В.Іпатава
“Прадслава”
·
В.Коўтун
“Крыж міласэрнасці”
·
К.Тарасаў
“Тры жыцці княгіні Рагнеды”
·
А.Мальдзіс
“Восень пасярод вясны”
10 класс
·
Островский
А. «Гроза», «Бесприданница»
·
Тургенев
И. «Отцы и дети», стихотворения в прозе
·
Достоевский
Ф. «Преступление и наказание»
·
Салтыков-Щедрин
М. «История одного города»
·
Толстой
Л. «Война и мир»
·
Фет
А. стихотворения
·
Тютчев
Ф. стихотворения
·
Некрасов
Н. «Кому на Руси жить хорошо»
·
Чехов
А. «Ионыч», «Человек в футляре», Попрыгунья», «Вишнёвый сад»
·
Бунин
И. «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Грамматика любви»,
«Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»
·
Куприн
А. «Гранатовый браслет»
·
Горький
М. «Челкаш», «На дне»
·
Г.Апалінэр.
«Зямны акіян: выбранае»
·
«Беларуская
байка» (уклад. Э.Валасевіч)
·
«Душа мая
тужлівая» (уклад. В.Шніп)
11 класс
·
Бальмонт
К. стихотворения
·
Брюсов
В. стихотворения
·
Гумилёв
Н. стихотворения
·
Цветаева
М. стихотворения
·
Есенин
С. стихотворения
·
Северянин
И. стихотворения
·
Хлебников
В. стихотворения
·
Мандельштам
О. стихотворения
·
Маяковский
В. стихотворения, поэма «Облако в штанах»
·
Блок
А. цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать»,
стихотворения
·
Булгаков
М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
·
Платонов
А. «В прекрасном и яростном мире», «Фро», «На заре туманной юности»
·
Ахматова
А. стихотворения, поэма «Реквием»
·
Пастернак
Б. стихотворения
·
Шолохов
М. «Поднятая целина», «Судьба человека»
·
Твардовский
А. стихотворения, поэма «По праву памяти»
·
Стихотворения
о войне: Симонов К., Тихонов Н., Сурков А. и др.
·
Солженицын
А. «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
·
Распутин
В. «Пожар»
·
Астафьев
В. «Царь-рыба»
·
Драматургия:
·
Вампилов
А."Старший сын", «Утиная охота».
·
Авторская
песня:
·
Высоцкий
В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
·
Современная
фантастика:
·
Ефремов
И., Булычев К., Стругацкие
·
Литература
русского зарубежья:
·
Набоков
В. Рассказы, напр., "Машенька"
·
Шмелев
Н. "Лето господне"
·
Довлатов
С. «Наши», «Чемодан», «Иностранка».
·
Современная
литература:
·
Толстая
Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", "Йорик",
"Кысь"
·
Улицкая
Л., Петрушевская Л. «Время ночь» и др. произведения.
Паэзія
1.
«Галасы
вёснаў: сучасная беларуская паэзія». ШБ (склад. А. Бельскі, У. Дзіско).
2.
«Пад
сэрцам у Радзімы: сучасная беларуская паэзія». ШБ (склад. М. Скобла).
3.
«Споведзь
калосся: беларуская паэзія другой паловы XX стагоддзя». ШБ (склад. А. Бельскі,
У. Дзіско).
4.
«Сталасць
думкі, маладосць душы: зб. паэзіі». ШБ (склад. М. Мятліцкі).
5.
Р.
Баравікова. «Каханне», «Люстэрка для самотнай», «Дрэва для райскай
птушкі».
6.
Р.
Барадулін. «Самота паломніцтва».
7.
Л.
Галубовіч. «Споведзь бяссоннай душы», «Заложнік цемры». Ю. Голуб.
«Сын небасхілу». Алесь Звонак. «Светлацені».
8.
В.
Зуёнак. «Лета трывожных дажджоў», «Чорная лесвіца».
9.
К.
Камейша. «Кубак блакіту».
10.П. Макаль. «Твар і душа», «Азбука
любві».
11.М. Мятліцкі. «Палескі смутак»,
«Замкнёны дом». П. Панчанка. «Горкі жолуд», «Высокі бераг», «Зямля ў мяне
адна».
12.У. Паўлаў. «Чысты чацвер». А.
Пісьмянкоў. «Чытаю зоры», «Планіда». А. Разанаў. «Вастрыё стралы»,
«У горадзе валадарыць Раг-валод».
13.Л. Рублеўская. «Замак месячнага
сяйва». Аляксей Русецкі. «Яго вялікасць». А. Сербантовіч.
«Пярсцёнак». А. Сыс. «Пан лес», «Агмень».
14.Максім Танк. . «Збор калосся», «Мой
каўчэг», «Еггайа». В. Шніп. «Балада камянёў».
15.Я. Янішчыц. «У шуме жытняга святла», «Каліна зімы»,
«Пачынаецца ўсё з любві...» (на выбар).
Проза
В. Адамчык. Раманы «Год нулявы», «Голас крыві брата твайго», «І
скажа той, хто народзіцца» (на выбар). Я. Брыль. «З людзьмі і сам-насам».
В. Быкаў. . «Сцяна».
1.
С.
Грахоўскі. Апавяданні «Зона маўчання», «Такія сінія снягі». В. Гігевіч.
Аповесці «Карабель», «Пабакі». Л. Дайнека. Раман «Жалезныя жалуды». Г.
Далідовіч. Раман «Гаспадар-камень». А. Жук. Аповесць «Праклятая любоў».
2.
В.
Казько. Раман «Хроніка дзетдомаўскага саду», аповесць «Выратуй і памілуй нас,
чорны бусел».
3.
В.
Карамазаў. Аповесць «Аброчны крыж», эсэ «Зачараваная душа».
4.
А.
Кудравец. «Смерць нацыяналіста».
5.
Г.
Марчук. Аповесць «Кветкі правінцыі».
6.
Навуменка.
Аповесці «Любімы горад», «Вір».
7.
В.
Праўдзін. «Шлях на Галгофу».
8.
Пташнікаў.
Раман «Мсціжы».
9.
Б.
Сачанка. Аповесць «Родны кут».
10.Я. Сіпакоў. «Тыя, што ідуць».
11.А. Федарэнка. «Бляха».
12.Чыгрынаў. Раманы «Плач перапёлкі»,
«Апраўданне крыві» (на выбар).
13.Шамякін. Аповесць «Ахвяры», раман «Злая
зорка», аповесці са зб. «Палеская мадонна», «Пошукі прытулку» (на выбар).
Драматургія
1.
А.
Дзялендзік. «Гаспадар».
2.
А.
Дудараў. «Парог», «Палачанка».
3.
Г.
Марчук. «Калі заспявае певень».
4.
А.
Петрашкевіч. «Меч Рагвалода».
5.
А.
Федарэнка. «Багаты кватарант».
6.
Чыгрынаў.
«Следчая справа Вашчылы».
Внеклассное чтение – важный резерв всестороннего развития и воспитания
детей (из опыта работы)
А.М. Горький назвал книгу источником
знаний. Однако путь к этому источнику у наших детей сложный и трудный. И рождён
он отнюдь не органическим пренебрежением к чтению, а причинами, вызванными
многими обстоятельствами нашего быстротекущего времени: бурным техническим
прогрессом, почти во всех отраслях жизни, сопровождающимися потоком огромной
научной информации. Книга же (речь идёт о художественной литературе) как один
из древнейших источников знаний как бы отошла на второй план, так как нашла
себе замену в других видах искусств: кино, телевизионных передачах, театре и
т.д.
В настоящее время нет официального урока внеклассного чтения. Работа с книгой
введена в структуру уроков литературного чтения. Повести речь не о чтении
вообще, а о чтении внеклассном, которое проводится во время свободное от
школьных занятий, о том, как сделать так, чтобы такое чтение было для детей
интересным, доставляло им радость, я постараюсь рассказать, опираясь на свой
личный опыт.
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
Проведение внеклассного чтения в начальных классах во внеурочное время решает такие задачи, как развитие читательской самостоятельности (чтение книг в свободное время по собственному выбору, расширение читательских и избирательных интересов), закрепление навыка самостоятельного чтения, решение методической проблемы: где ребёнок должен читать и откуда брать книги.
Однако для осуществления этих задач неизбежно требуется решить и другие, не менее важные.
1. Получение детьми информации из других источников. Наше время, как известно, располагает большими возможностями, способствующими дать ребёнку разносторонние и многообразные сведения по различным вопросам знаний. Однако эта информация подчас доходит до него в распылённом виде, осмыслить же её, привести в систему и направить на обогащение себя чем-то новым он не всегда способен из-за недостатка жизненного опыта, а мы взрослые, не находим время ему в этом помочь. И получается, что ребёнок пользуется лишь только внешним, привлекающим его внимание фактором. Так ребенок часами может сидеть, например, у компьютера, телевизора, и хотя из увиденного не всегда всё ему понятно, однако его это привлекает сильнее, он считает, что это лучше, чем читать пусть даже интересную книгу.
К другим источникам информации следовало бы отнести детские театры, большое разнообразие занятий дополнительного образования. Здесь тоже всё интересно и полезно. Учащиеся с увлечением рассказывают о своих занятиях, проблему чтения отодвигая на последний план: читать скучно, общение с книгой один на один – занятие не из весёлых.
2. Организация свободного времени. Под этим понятием подразумевается, прежде всего, время после занятий в школе, когда большинство детей предоставлены сами себе и выбирают отдых по своему усмотрению. И книга опять не на первом месте. Чаще всего это время посвящено играм, прогулкам, увлечению компьютерными играми. Да и ученики знают, что урок чтения бывает каждый день и задание на дом по чтению – прочитать заново вслух.
3. Наличие художественной литературы для внеклассного чтения. Несмотря на то, что школы в своём распоряжении имеют достаточно хорошие библиотеки, их фонд не всегда удовлетворяет читательский интерес детей. Кроме того наполняемость классов значительно превышает число имеющихся в библиотеке книг. В библиотеках имеются ветхие книги, и их замена новыми бывает не часто. Всё это создаёт определённые трудности в подборе нужной литературы для внеклассного чтения.
Каким же путём можно было бы преодолеть психологический барьер ребёнка, чтобы не ущемляя его интереса к другим видам информации и сохраняя время на дополнительные занятия и развлечения после школьных занятий, привить ему радость общения с книгой?
28 лет я работаю учителем в
начальной школе. Последние годы мучаюсь тем, что дети с трудом приобщаются к
книге. Навыки чтения приобретают, а вот желание читать как можно больше,
регулярно брать книгу в руки, испытывать радость от прочитанного у них
как-то не появляется.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
Родителям порой не хватает времени следить за подготовкой уроков детьми, систематически интересоваться их чтением. Не во всех семьях так, но во многих.
Вот и приходится думать, как же зажечь у детей искорку интереса к чтению, чтобы они читали не по принуждению, а по желанию. И чем раньше появится эта искорка, чем раньше появится у детей желание читать, тем будет лучше.
«Уголок чтения»
За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама. Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения». Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело. Поделилась опытом с учителями начальной школы, многие отозвались о нём положительно, организовали «Уголок чтения» у себя в классе.
«Уголок чтения» расположен так: в углу класса стоит журнальный столик, слева от него висит табличка - «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде нарисованы: Мурзилка (слева), восемь весёлых человечков – Буратино, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Карандаш, Петрушка (справа). В середине стенда написано. На журнальном столике лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано. Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно, некоторые исключения, но они единичны.
За годы работы я перечитала большое количество рекомендаций о воспитании в детях любви к книге. Много полезного извлекла из них, много сделала и сама. Так в последние годы у меня в классе существует «Уголок чтения». Я пришла к выводу, что организация такого «Уголка» очень хорошее и нужное дело. Поделилась опытом с учителями начальной школы, многие отозвались о нём положительно, организовали «Уголок чтения» у себя в классе.
«Уголок чтения» расположен так: в углу класса стоит журнальный столик, слева от него висит табличка - «Уголок чтения» и полка для книг, прямо – стенд. На стенде нарисованы: Мурзилка (слева), восемь весёлых человечков – Буратино, Дюймовочка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Карандаш, Петрушка (справа). В середине стенда написано. На журнальном столике лежат детские журналы («Мурзилка», «Тошка» и др.). Где взять столько журналов? В последние годы родители выписывают и покупают для своих детей детские журналы. В первый же день получения журнала, мы рассматриваем его коллективно, прочитываем отдельные рассказы, затем дети берут журналы домой. Читают его дома, и в классе после уроков. После того как журнал прочитан, рассмотрен, дети дарят его для классной библиотечки. На переменках, после уроков, во второй половине дня ученики берут любой журнал и рассматривают его. С каким удовольствием учащиеся рассматривают картинки, читают подписи, делятся впечатлениями, радуются тому, что уже читают журнал! Читать пытаются все, так как рисунки возбуждают любознательность, желание поскорее узнать, что же там написано. Я только слежу, вовремя на что-то обращу внимание детей, натолкну их на мысль и т. д. Через определённое время вижу, что эти журналы просмотрены, наскучили, тогда я их убираю, а на стол кладу новую партию. Новый интерес, новая радость!
На книжных полках в нашем уголке лежат и альбомы, сделанные детьми, посвященные различным детским писателям.
Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению.
Сейчас мои дети с удовольствием читают, берут книги в библиотеках и вообще увлечены чтением. Бывают, конечно, некоторые исключения, но они единичны.
Создание классной библиотечки.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу. Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться с другими людьми.
Создание библиотечки помогло мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Это была инициатива учеников. Родители одобрили наше начинание и с удовольствием помогали подбирать нужную литературу. Претворение в жизнь этой идеи не только помогло мне обеспечить нужной книгой некоторых социально незащищённых учеников, но и явилось важным воспитательным фактором: формирование библиотечки личными книгами повышала ответственность учащихся к более бережному отношению к книгам, сплачивала детский коллектив, учила быть щедрыми, делиться с другими людьми.
Создание библиотечки помогло мне организовать работу по составлению каталожных карточек, систематизации материала, тематическому восприятию прочитанного. После организационной работы по оформлению классного книжного фонда, было принято решение о передаче книг в пользование класса. Эта передача происходила в торжественной обстановке, в присутствии учеников и их родителей. Это событие стало настоящим праздником, объединившим детей и родителей, примером связи семьи и школы. Родители подчеркнули, что дети должны бережно относиться к книгам и посоветовали после окончания начальной школы передать книги будущим первоклассникам.
Так в классе появилась собственная библиотека. В ней собрались книги, каких подчас не встретишь в школьной библиотеке. К нам в класс даже стали заходить ученики других классов и просили дать им что-нибудь почитать.
Создание классной библиотеки с помощью родителей не самоцель и не роскошь. своим появлением она не только расширяла возможности в интересной и организованной форме проводить внеклассное чтение, но и решала проблему приобщения ребёнка к книге.
Сотрудничество с библиотекой.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Внеклассное чтение – одно из наиболее творческих занятий в начальной школе. Это возможность использования разнообразного литературного материала, варьирования тем, форм и места проведения занятий внеклассным чтением.
Союз педагога и библиотекаря в этом случае можно рассматривать как объединение усилий, направленных на формирование читательской культуры ребёнка. Учитель обладает информацией об индивидуальных особенностях ребёнка, библиотекарь особым подходом к работе с книгой. Дети в результате регулярного посещения библиотеки овладевают навыками самостоятельной работы с книгой (выбор книг, составление рекомендательных списков, краткий рассказ о содержании книги и т.д.), учатся общаться и мыслить на литературном материале. Мои наблюдения привели меня к выводу, что именно отношение педагога к библиотеке во многом определяет место книги в жизни младшего школьника.
Впервые в дети приходят всем классом на экскурсию. И уже при этой встрече важно, чтобы дети были настроены на восприятие библиотеки как источника знаний, место отдыха и общения. Во время экскурсии дети узнают новые слова: абонемент, книгохранилище, читательский билет. Детям показывают, какие бывают разные книги – книги-великаны и книжки-малышки, книжки-игрушки и т.п.
В последующие посещения дети подбирают книги для очередного занятия сначала с помощью библиотекаря, а затем самостоятельно.
Любое литературное мероприятие в библиотеке проходит ярче и эффективнее, чем в школе. Раскрыть тему помогают иллюстрации, аудио и видеозаписи.
Проведение уроков внеклассного
чтения.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на развитие лучших моральных и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения. В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников, которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
Организация такого урока требует от учителя большой ответственности и серьёзной подготовки, чтобы это было направлено на развитие лучших моральных и эстетических качеств ребёнка. Достичь этого можно было только лишь при условии творческого участия каждого из них в процессе подготовки и проведения урока внеклассного чтения. В этом подходе я руководствуюсь словами Н.К. Крупской: «Литература больше, чем какой-либо другой предмет, должна покоиться на самодеятельности ребят. Необходимо развить в них интерес к литературе … научить на коллективной работе в данной области, организовать их самодеятельность, прийти им на помощь».
Только участие и заинтересованность каждого ребёнка в процессе подготовки внеклассного чтения могли обеспечить успех проводимого уроков – праздников, которые готовились и проводились под девизом: «На празднике книги мы не гости, а хозяева».
В своей работе я использую большое разнообразие видов и форм подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. Это и беседы о прочитанном, коллективное решение вопросов, поставленных в произведении, составление альбомов с иллюстрациями к произведениям, организация книжных выставок, проведение литературных экскурсий, читательских конференций, викторин, инсценировки произведений и многое другое.
Когда это уместно, рассказываю детям о писателях и художниках, которые работают над книгами, о том, что из книг люди узнают о прошлом нашей Родины, о героях войны и труда.
Нередко приглашаю в класс бывших учеников. Они помогают ставить небольшие спектакли, инсценировать стихи и басни, читают детям стихи, рассказы, загадывают загадки.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выразительному чтению. Почти все сказки ученики рассказывают в лицах. Всегда группа детей готовит чтение или пересказ по ролям любого стихотворения или рассказа по теме.
Большую помощь при подготовке к интересным урокам оказывают мне родители. Я объясняю им, как должен читать ребёнок дома, даю рекомендации. Кроме букваря первоклассники читают по 15 минут вслух тексты из книжечек, которые я изготовила вместе с родителями и старшими учениками (это небольшие тексты, использованные из старых изданий букваря), а те, кто может, начиная со второго полугодия, читают небольшие книжечки.
Чтобы дети приучились использовать умение читать, предлагаю им темы для самостоятельной подготовки к утренникам. Например, вначале года даю для работы «Правила для учащихся». Каждая группа ребят выбирает один пункт правила и готовят всё по этому пункту. Дети отыскивают стихи и считалки, пословицы, басни, песни.
Провожу «минутки», которые дети называют «Новости», читательские конференции, конкурсы на лучшее сочинение по теме. В 4 классе уже все дети читают бегло и выразительно, хорошо работают с книгой, умеют пользоваться справочниками и словарями. Беглое выразительное чтение помогает учащимся успешно изучать другие предметы, хорошо учиться в среднем и старшем звене.
Для подготовки к урокам вместе с ребятами составили правила, способствующие целенаправленному чтению.
·
Старайся
читать вслух.
·
Не торопись
при чтении, глубоко вникай в смысл написанного.
·
Посмотри,
как ведут себя герои книги, подумай, почему они себя так ведут.
·
Учись у них хорошему,
не подражай плохим поступкам героев.
·
Закрывая
книгу, подумай, чему она тебя научила, что ты приобрёл, от чего отказался в
своём поведении.
·
Книги
пишутся для тебя, умей извлечь из них пользу.
·
Люби и
береги книгу.
Чем интереснее, нагляднее и творчески
проводится работа с книгой, тем больше её влияние на формирование мировоззрения
школьников. По этому поводу В.А. Сухомлинский утверждал: «Чтобы подготовить
человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Книга
должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. Я
видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка
кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и
размышлениям. Уединение – не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей,
чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга
входит в жизнь маленького человека как духовная потребность». И далее: «Если с
детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной
потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на
свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
Комментариев нет:
Отправить комментарий