ЭТИКА И ИМИДЖ

Профессиональная этика библиотекаря
Алтухова Галина Алексеевна
Библиотечный этикет
Большой интерес, который проявляют библиотечные специалисты к профессиональной морали, неизменно ведет к концентрации их внимания на библиотечном этикете.
Этикет — это совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Это предписанные правила, направляющие деятельность человека на выражение уважения, доброжелательности, тактичности, обязательности и внимания к окружающим. Сюда относятся формы обращений и приветствий, обхождения с окружающими. Для понимания этикета как определенных форм отношений между людьми необходимо ответить на такие вопросы: что такое правила хорошего тона, как они применяются в библиотеке, как понимать хорошие и плохие манеры.
Создание правил этикета вызвано общественной необходимостью. Человек живет в повседневных контактах с людьми. Эти взаимоотношения должны регулироваться определенными правилами поведения. Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и др. В соблюдении правил этикета раскрывается культура профессионала, соответствующий уровень его воспитанности.
Установим связь между этикой и этикетом. Этика выражает нравственную сторону поступка, она обосновывает и истолковывает этические нормы поведения, этикет является предписанным сводом правил, которым человек должен следовать, чтобы быть включенным в определенную культуру, в человеческое общество. Правила этикета не заменяют нравственных чувств, они являются внешней формой их проявления.
Профессиональная этика библиотекаря изучает нравственный аспект норм и правил профессионального поведения работников библиотеки. С годами выработались правила служебного этикета. Они означают благожелательное общение в библиотечной среде, вежливое, предупредительное отношение к посетителям библиотек, к коллегам. Эти правила запрещают грубость и пререкания, отвлечение от своих обязанностей, требуют чуткого, внимательного отношения к товарищам по труду. Библиотекарь, следующий правилам служебного этикета, формирует у себя такие черты, как вежливость, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.
Правила этикета особенно необходимы библиотекарю в конфликтных ситуациях. В таких случаях эти правила служат защитным средством работника от оскорблений и бестактности невоспитанных читателей. К тому же правила этикета избавляют библиотекаря от необходимости самому в каждом конкретном взаимодействии подыскивать нужную форму поведения.
Правила этикета предписывают библиотекарю встречать посетителя приветливой улыбкой (внешняя форма проявления благожелательности). Ведь улыбка при встрече служит знаком того, что этой встрече рады. Пословицу древних китайцев «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» можно вполне переадресовать библиотекарю, который без улыбки не должен открывать библиотеку. Посещающих зарубежные библиотеки приятно изумляет прежде всего радостная улыбка библиотекаря, обстановка доброжелательности и открытости, которая уже с порога библиотеки погружает читателя в мир высокой культуры.
В общении с читателем и коллегами важны манеры библиотекаря. Служебный этикет предписывает библиотекарю при выдаче литературы сидеть за столом прямо, не разваливаясь и не наваливаясь на него, не откидываясь на спинку стула. Локти при этом находятся на столе, плечи на одной высоте, голова и шея немного опущены.
Изящество манер библиотекаря ярко выражается в обращении к читателю: «Добрый день, чем могу быть полезен (полезна)?». При этом весьма важно приветливое и благожелательное выражение лица.
Выражение лица отражает эмоции человека, на нем «написана» вся гамма переживаемых чувств: радость и отчаяние, любовь и ненависть, благожелание и презрение. Однако степень этого отражения всегда зависит от уровня культуры человека и способностей управлять своим поведением. Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.
Антиподом естественным, хорошим манерам поведения является неестественность, расчет на внешний эффект, что приводит к манерности. Дурные привычки и плохие манеры не способствуют доверительному и уважительному отношению читателя к библиотекарю.
Во время рабочего дня библиотекарь постоянно оказывается в ситуации визуального контакта. Смотреть в глаза — это большое искусство. Оно означает заинтересованность в том, что вам говорят, сосредоточенность внимания на речи. Однако прямой, немигающий взгляд может смутить собеседника. Как отмечают специалисты, чтобы создать доверительную атмосферу беседы, полезно встретиться с собеседником взглядом на несколько секунд при первом визуальном контакте, а затем смотреть на переносицу или на левую мочку уха, что создает эффект, как если бы человек смотрел в глаза. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что он еще не закончил говорить. При завершении говорящий обязательно посмотрит в глаза, сказав тем самым, что закончил говорить. Легче поддерживать визуальный контакт при приятной беседе, восхищаясь собеседником. При неприятном разговоре люди часто избегают смотреть в глаза друг друга.
Этикетной формой общения библиотекаря и читателя является соблюдение межличностного пространства. Даже когда библиотекарь сидит за своим рабочим столом, уже соблюдается субординация, расстояние, приемлемое для общения в библиотеке.
Существует определенный предел сближения собеседников. Обычно чем больше они заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг от друга. От вида взаимодействия людей зависит расстояние между ними. Психологи выявили следующие приемлемые границы общения:
— интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует близким отношениям; может встречаться в спорте, в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
— межличностное расстояние (0,5-1,2 м) — для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
— социальное расстояние (1,2-3,6 м) — для неформальных, социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
— публичное расстояние (3,6 м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от ответа на вопросы [136, 35-36].
Установлено, что расстояния влияют на самочувствие людей: чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят, как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируются в зависимости от пола, возраста и уровня культуры. На расстояние в общении влияет и общественный статус. Нам не придет в голову до минимума сократить расстояние в общении с начальником, с людьми же равного статуса мы будем общаться на коротком расстоянии, с близкими и любимыми сократим это расстояние до минимума. Здесь важны традиции. Чопорный англичанин не позволит близко подойти к себе незнакомому человеку, южанин сам будет стремиться к близкому контакту.
В библиотеке важную роль играет стол. Он как бы символ власти, пульт управления взаимоотношениями. Если библиотекарь захочет более доверительных отношений с читателем, он выйдет из-за стола и поведет читателя к книжной выставке или в открытый доступ, к каталогам, просмотрит с ним картотеку. Здесь расстояние между собеседниками значительно сократится.
Общение библиотекаря и читателя начинается с приветствия. Это важная этикетная норма, которая определяет дальнейшие отношения собеседников. Значимость этого приветствия точно определил поэт В. Солоухин:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы,
Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Из стихотворения «Здравствуйте»)
Несмотря на обязательность этикетной формы приветствия, у библиотекаря возникает много проблем при процедуре приветствия. Читатель может не поздороваться, хотя по этикету здоровается первым тот, кто входит в помещение. В воспитательных целях библиотекарь принимает решение поздороваться первым, xoтя это уже будет нарушением этикетных правил и может внести диссонанс в процесс общения. Здесь мы будем говорить не о соблюдении правил этикета, а о принятии этичного решения библиотекарем.
Процесс приветствия внесет коррективы и в ролевую ситуацию (робкий читатель и уверенный в своей правоте библиотекарь, радушный библиотекарь и благодарный ему за приветливость читатель, равнодушный библиотекарь и раздраженный его невниманием читатель и т. д.).
При приветствии важны интонация и тембр голоса. По ним сразу можно определить настроение человека, ведь чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Обычно легко распознаются гнев и грусть, нервозность или подавленность, радость и восхищение. Подают свои сигналы сила и высота голоса. Отражает чувства говорящего и скорость речи, темп, в котором она произносится.
О многом скажут при приветствии поза и жесты. Наклон воспринимается как любезность. Неудобно говорить с человеком который отворачивается или сидит, развалясь в кресле, когда посетитель стоит. Имеют значение жесты рук. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку. Спокойно лежащие или опущенные руки — об открытости и доверии.
Этикет заставляет библиотекаря выбирать форму обращения к читателю. Обращение на «Вы» прежде всего свидетельствует о культуре человека. И конечно же, подчеркивает уважение к лицу, с которым беседует библиотекарь. Это местоимение употребляется в официальной обстановке, при обращении с малознакомыми людьми, с лицами пожилого возраста. Чувство такта подскажет библиотекарю, в какой форме следует обратиться к молодому читателю. Здесь форма обращения будет зависеть от целевого и читательского назначения мероприятия (беседа, обращение во время проведения игры, при рекомендации литературы), от ситуации и обстоятельств, которые влияют на общение библиотекаря и юного читателя.
Так как телефон активно вошел в практику работы библиотеки, необходимо помнить об этикетных правилах, связанных с телефонными разговорами. Важно на телефонный звонок отвечать сразу, не забыть поздороваться, а может быть и представиться и лишь затем приступать к разговору. Голос библиотекаря должен быть приветливым, располагающим собеседника к общению. Три слова обязательно должны использоваться в телефонном разговоре: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Библиотекарю всегда следует быть в телефонном разговоре корректным, не допускать раздражения и тем более гнева и, конечно, не бросать трубку, не окончив разговор.
Недопустимы частные разговоры в присутствии читателя. Совершая это нарушение этикета, библиотекарь явно пренебрегает своими служебными обязанностями и выказывает — хочет он того или нет — пренебрежение к окружающим его людям.
Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и др. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. В истории развития библиотек мы знаем примеры, когда в обиход вводилась библиотечная форма, например, А. Н. Оленин вводил ее в Публичной библиотеке Петербурга. В практике работы зарубежных библиотек и в некоторых российских библиотеках используются идентификационные значки, которые значительно облегчают читателю общение с библиотекарем, а библиотекарю внушают чувство ответственности и самоуважения.
К этикетным формам отнесем и роль дизайна в библиотеке. Если в  библиотеке работает профессиональный художник, он заботится о грамотной цветовой гамме интерьера, со вкусом оформит наглядные материалы, позаботится о самочувствии и библиотекаря и читателя, с учетом психологического воздействия цветовой гаммы оформив помещения, в которых они работают.
К этикетным формам отнесем и все развивающиеся формы деловой переписки библиотек. Если этикет переписки не будет соблюдаться, наверняка испортятся взаимоотношения с дружественными организациями, коллегами, друзьями. Этикет в этом случае предписывает соблюдать принятые правила переписки, оперативно отвечать на письма.
Служебные письма, как правило, пишутся по установленной форме, на машинке, только на лицевой стороне листа. Бумага должна быть белой, конверт того же качества, что и бумага.
Важна форма письма. Письмо условно можно поделить на: заголовок, дату, наименование и адрес получателя, вступительное обращение, основной текст, заключительную форму вежливости, указания на приложения. В практике работы библиотек широко используются как форма служебного письма открытки. Часто это напоминание о просроченном времени возврата книг. Несмотря на то, что содержание послания носит строгий, официальный характер, его форма должна быть вежливой и доброжелательной, выражать уважение к личности адресата.
Как видим, соблюдение этикета значительно влияет на авторитет библиотекаря и облегчает ее работу с читателями.


Конфликт - это столкновение интересов, взглядов, позиций у различных взаимодействующих сторон. События, предшествующие конфликту это: различные мнения по данному вопросу, кардинально различные цели достижения, расхождение в интересах, желаниях и средствах достижения цели.
Причины возникновения конфликтов:
          - Недостатки и ошибки управленческой деятельности;
          - Отсутствие или плохое качество управленческой документации;
          - Конфликты с новыми сотрудниками по поводу выполнения ими своих обязанностей;
          - Проблема делегирования полномочий;
          - Ошибки в планировании и распределении объема работы;
          - Отсутствие у сотрудников библиотеки четкой и ясной информации;
          - Внедрение в практику тех или иных нововведений по инициативе руководителя.

Рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки. Вот некоторые из них:
          во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;
          работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;
          если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать;
          недопустимо спорить с читателем;
          следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;
          библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».


 ИМИДЖ БИБЛИОТЕКАРЯ: размышления на тему
Понятие "имидж", которое в переводе с английского обозначает "создание образа", сегодня прочно вошло в употребление в различных государственных и общественных cферах. Но словосочетание "имидж библиотекаря" для многих из нас по-прежнему звучит непривычно.
Считается, что имидж - часть действий публичных людей. Тем более это должно относиться к представителям библиотечной профессии. Кто, как не библиотекари, ежедневно общается с большим количеством людей? Смело можно говорить о том, что они - публичные люди.
Исторически сложилось так, что библиотекарь всегда оставался как бы в тени своего дела. Такие понятия, как "скромный", "тихий", стали неотъемлемыми, сопутствующими нашей профессии. Но не слишком ли мы увлеклись своей незаметной ролью? Не по этой ли причине бытует сравнение библиотекаря с "серой мышкой"?
Долгое время в СМИ, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже безропотная женщина). И что удивительно - библиотекари не всегда пытались сломать данное представление о себе.
Но шло время. Происходили изменения в мировом сообществе, в стране,  в библиотечной сфере. Постепенно менялось и отношение людей к библиотечной профессии. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стран, и, как следствие, приходит понимание места своей профессии в мире. Возникает потребность взглянуть на себя со стороны, проблема имиджа библиотечной профессии.
Да, народная мудрость утверждает, что скромность украшает человека. Но она украшает именно человека, а не профессию.
Сегодня ситуация такова: все признают возрастающую роль библиотеки в расширяющемся информационном пространстве, но развитию библиотечного дела по-прежнему уделяется недостаточное внимание.
Одной из многих проблем является подготовка кадров. Общественное мнение оказывает огромное влияние на выбор профессии, поэтому сегодня необходима не просто корректировка общественного мнения, а создание нового позитивного восприятия профессии библиотекаря, и решение этого вопроса должно беспокоить не только коллег-теоретиков, но и нас - библиотекарей-практиков. Потому что именно мы, общаясь с читателем, порой неосознанно положительно или отрицательно влияем на популярность нашей профессии.
Проблема имиджа, общественных представлений о профессии принадлежит к числу "вечных вопросов", заботящих библиотекарей разных стран.
Несколько лет назад был опубликован материал, вызвавший горькое чувство у наших американских коллег. В электронном приложении к респектабельной газете "Уолл-стрит джорнэл" появился рейтинг профессиональных занятий, выведенный на основании нескольких факторов: зарплата, возможность продвижения и т.д. В этом списке из 250 занятий библиотечное дело оказалось на… 245-м месте! Важно подчеркнуть, что дело здесь не в зарплате - в специальном рейтинге оплаты библиотекари заняли 108-е место из тех же 250.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается и в ряде стран мира. Общим в этих исследованиях является вывод о том, что самопортрет так же важен, если не более, как имидж, создаваемый пользователями. Так, в исследовании австралийских библиотекарей отмечено, что библиотекари должны учиться смотреть вокруг себя и находить позитивные, работающие на будущее, полезные и состоятельные точки зрения, формирующиеся в обществе относительно их имиджа.
Главная задача имиджа - показать наряду с компетентностью вашу готовность к общению, создать образ доброго советчика. Наш имидж в сознании других людей создается поведением, речью, обликом и профессионализмом. И чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление.
Многим людям удается преподнести себя лучше, чем другим. Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда оказывается в нужном месте в нужное время и всегда делает то, что нужно в данный момент? Это и называется эффективный самомаркетинг. И ни о каком имидже не может идти речь, если человек не обладает профессиональным образованием.
В работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. Таким образом, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.
В разные времена представление о библиотекаре было неодинаковым. Оно во многом зависело от состояния и значения библиотечного дела в обществе. Для определения места библиотекаря в областях социально-коммуникационной деятельности проводились исследования деловых качеств работников этой профессии. По материалам исследований был составлен "идеальный "Деловой портрет библиотекаря", в котором акцент сделан на наиболее значимые психологические качества.
К ним относятся: внимание, настойчивость, дисциплинированность, память, уравновешенность, коммуникативность, активность, четкая грамотная речь, умение логически мыслить. Нельзя все знать, но можно и должно знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы найти нужную информацию. Необходимо обладать профессиональным "чутьем".
Деловые качества: высокое качество работы, повышение профессиональных знаний, творческий подход к работе, умение принимать профессиональные решения. Умение сориентировать читателя в большом массиве информации - показатель высокой квалификации и культуры библиотечного работника.
Новые технологии создания электронных информационных продуктов, потенциал и потребности Интернет-пространства демонстрируют необходимость профессиональной миграции библиотекарей в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности.
Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникаций, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям.
Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей.
Постоянное повышение квалификации библиотекаря-библиографа становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, определяющее её качество. Известный российский книговед Н.А. Рубакин отмечал: "Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов".
Имиджмейкеры и психологи относят профессию библиотекаря к категории женщин-консультантов и считают, что они должны обладать следующими качествами:
профессионализм,
компетентность,
внимательность,
общительность,
доверительность,
готовность к помощи.
Обнаружилась значимая связь между тем, как одет консультант, и оценкой клиентами его внимательности, искренности, компетентности, доверием к нему, а также с повторным желанием его видеть.
Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда должна соответствовать нашей внутренней культуре, зависеть от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. Костюм библиотекаря - это костюм деловой женщины, имеющей свой стиль. Существуют общепринятые, этикетные правила сочетания цветов, деталей, аксессуаров в деловом костюме.
Неправильно будет надеть на себя все одного цвета: коричневую юбку, коричневую блузку, коричневый шарфик и т.д. Модельеры утверждают, что оптимальное число цветов в костюме - три, минимум два. Если в костюме черная юбка, то блузка предпочтительнее освежающего светлого тона. К такому костюму подойдут туфли черного цвета. Не будут сочетаться, и производить благоприятное впечатление детали разного рисунка: юбка в полоску, кофточка в горошек, пиджак в крапинку. Универсальный брючный костюм уместен и в деловой, и в рабочей обстановке, и в торжественных случаях.
Правильно выбранный стиль одежды помогает свободно себя чувствовать, быть уверенным в себе. В деловом костюме важную роль играют прическа, бижутерия. Даже самый талантливый и профессионально подготовленный, но неопрятно причесанный библиотекарь не вызовет симпатии у читателей. Не должно быть много ярких украшений. Если вы одновременно надели бусы, цепочку, серьги, брошку, и все это в разном стиле, то сложится впечатление об отсутствии вкуса у обладателя этих украшений.
Так как подавляющее большинство персонала библиотек, в том числе  - женщины, хочу привести цитату из книги Наталии Правдиной "Я люблю себя": "Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже скорость и легкость Вашей походки. Но для начала вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста… Женщина чувствует себя так, как она выглядит… Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях".
Коллеги должны с уважением относиться не только к пользователю, но и друг к другу. Хорошо и красиво одеваться не только ради пользователей, но и ради своих же сослуживцев. Иначе они поймут, что мы не слишком их уважаем и не собираемся ради них "напрягаться".
Еще недавно библиотекари, просто хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, сегодня же библиотеки и библиотекари нуждаются, выражаясь присущей менеджменту терминологией, в активном маркетинге самих себя и доказательстве того, что библиотекарь играет ключевую роль в учреждении. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли библиотеки в жизни общества.
В современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить имидж своей профессии как распространителей информации и информационных консультантов. И в этом свою роль должна сыграть реклама.
Библиотекари должны быть "громогласными", "приметными" в обществе, если это в интересах дела, осознать и уметь доказать, что они знают об информации больше, чем кто-либо другой. При всем этом главной задачей должно остаться качественное обслуживание пользователей. Читатели судят о библиотеке, прежде всего, по ее сотрудникам, с которыми они соприкасаются по работе. Знания, умения, навыки, целевые установки работников библиотек являются теми факторами, от которых зависит успешное функционирование библиотеки, качество предоставляемой информации.
Список использованной литературы 
1. Галкина, Наталья. Почему бы не стать звездой Голливуда? // Библиотека. - 2006. - №4. - С. 59-60.
2. Литвинова, Н.П. Профессиональный имидж современного библиотекаря // Новая библиотека. - 2005. - № 2(50). - С. 14.
3. Мухина, С. Имидж библиотекаря как показатель качества обслуживания читателей // Новая библиотека. -2004. -№6. - С. 35-37.
4. Раввинский, Д.К. Проблема имиджа: Чем интересен для нас американский опыт? // Библиотечное дело. - 2003. -№1. - С. 22-25.
5. Соколов, А.В. Поколения библиотечной интеллигенции России. Приглашение к профессиональному самопознанию // Библиотековедение. - 2000. - №1. - С. 19-26.
6. Тищенко, М.Н. Нужна ли нам фирменная одежда? // Библиотека. -2003. -№11. - С. 66-67.




Комментариев нет:

Отправить комментарий