СКАНДАЛЬНЫЙ ФОТОГРАФ

36 кадров

Факты и мифы о "скандальном" фотографе Льюисе Кэрролле

Он страстно увлекался фотографией, когда фотоискусство только зарождалось. И в выборе моделей у него были четкие предпочтения.

  Льюис Кэрролл, он же Чарльз Доджсон, известен как писатель, создатель знаменитых сказок об Алисе и ее приключениях в сказочной стране. Куда меньше мы знаем о нем, как о фотографе, хотя это увлечение занимало значительную часть его жизни. И по утверждению профессионального фотографа и исследователя Хельмута Гернсхайма, он даже подумывал бросить все: и литературу, и преподавательство, чтобы заниматься только фотографией.

В 1949 году Хельмут Гернсхайм опубликовал книгу "Льюис Кэрролл - фотограф", в которой собрал воспоминания сестер писателя и его племянников, цитаты из писем и фотоработы, хранившиеся в семейном архиве Доджсонов. Книга была принята в обществе неоднозначно. Конечно, публика оценила новость о том, что известный писатель был еще и талантливым фотографом.

Однако его фотографии вызвали бурю осуждения и обсуждения. Что в них было не так? И правда ли что...

Льюис Кэрролл фотографировал только девочек

Неправда. Он был знаменитым портретистом своего времени и фотографировал многих известных людей. Сегодня его назвали бы "модным фотографом", а тогда, в середине XIX века, сняться у него считали за честь ученые, поэты и писатели, промышленные магнаты, даже члены королевских семей.

Еще он фотографировал семейные группы, пейзажи, животных и даже натюрморты. Высокую оценку его творчеству, как фотографа, дала королева Виктория, которая хоть сама и не побывала в его объективе, но отмечала, что работы Доджсона доставляют ей огромное удовольствие.


 Эта фотография сделана Чарльзом Доджсоном, 1858 год

Любил фотографировать детей

Правда. И изменил отношение английского общества к детской фотографии. До Льюиса Кэрролла детей, конечно, фотографировали, вернее, делали дагерротипы. Но стоила эта услуга дороже, чем фотографирование взрослых, так как с ребятней было больше "возни". Сидеть неподвижно, смотреть в объектив несколько минут, - все это было мукой для детей, а значит, для фотографов и родителей.

Доджсон же подходил к процессу детской фотографии творчески и с любовью. Поэтому он быстро стал признанным в Великобритании детским фотографом. А в его сохранившемся фотоархиве более 80% снимков - детские.

 
Гертруда Дайкс на фото Чарльза Доджсона, 1862 год

 

Шел на уловки, чтобы "заманить" моделей в свою студию

Неправда. Никого заманивать в студию ему не приходилось, потому что слава об удивительном фотографе далеко перешагнула границы его города. К ему ехали и везли детей отовсюду, чтобы сделать красивые и необычные снимки. А необычность их была в том, что фотографии Доджсона получались живыми, а не постановочно-помпезными, как большая часть снимков той эпохи.

Свои первые кадры он делал на улице - обычно в Оксфордском парке. Потом он создал полноценную фотостудию на чердаке своего дома. Она была завалена игрушками, которыми дети с удовольствием играли. А еще, пока он готовил очередной снимок, он рассказывал своим маленьким моделям сказки.

Поэтому на его фотографиях у детей есть эмоции. Они смеются, капризничают, выглядят задумчивыми или печальными


  Заставить ребенка смеяться на фото мог только он (Флора Ранкин, 1863 год)

Фотографировал моделей обнаженными

Правда. И именно этот факт стал причиной многих спекуляций и обвинений Льюиса Кэрролла в "нездоровом" отношении к детям. Но эти спекуляции возникли, спустя почти век после смерти писателя и фотографа.

В веке же XIX, как отмечает российский литературовед, доктор филологических наук Нина Демурова, дети в целом и девочки, в частности, не достигшие 14-летнего возраста, воспринимались асексуальными.

 

 

Ни дружба с ними, ни съемка "ню", ни переписка Льюиса Кэрролла со многими его маленькими друзьями не считалась преступным деянием и тем более показателем какого-либо психического отклонения. Его увлечение воспринималось в обществе, как невинная причуда. Тем более что за более чем 20 лет его работы в качестве фотографа, ни одна из моделей и ни одна из матерей не обвинили автора в аморальном поведении


Марк Кин, 1863 год (это мальчик, а не девочка. В XIX веке в Англии мальчики до 7 лет носили платья)

Бросил фотографию из-за стыда перед обществом

Скорее всего, нет. Посвятив фотографии более 20 лет жизни, он неожиданно оставил свое увлечение и никогда к нему не возвращался. Исследователи его творчества полагают, что причиной отказа Льюиса Кэрролла от любимого хобби стала техническая революция в мире фотографии.

Ему нравилось работать "мокрым коллодионным методом", который и был основным в тот момент, когда он увлекся фотографией. Спустя 20 лет "мокрую" технологию заменила "сухая". От автора уже не требовались былая скорость реакций и точность, оказались ненужными навыки, которые Кэрролл, очевидно, высоко ценил в процессе работы над снимком.

Искусство фотографии стало проще, доступнее широкому кругу людей, потеряло налет таинства и загадочности. Возможно, именно это и заставило Льюиса Кэрролла отказаться от хобби, хотя однозначного ответа на этот вопрос нет.

Кси Китчин, фото 1875 года

Конец формы

 



 
 






Комментариев нет:

Отправить комментарий