Факты и мифы о "скандальном" фотографе Льюисе Кэрролле
Он страстно увлекался фотографией, когда фотоискусство только зарождалось. И в выборе моделей у него были четкие предпочтения.
Льюис Кэрролл, он же Чарльз Доджсон, известен как писатель, создатель знаменитых сказок об Алисе и ее приключениях в сказочной стране. Куда меньше мы знаем о нем, как о фотографе, хотя это увлечение занимало значительную часть его жизни. И по утверждению профессионального фотографа и исследователя Хельмута Гернсхайма, он даже подумывал бросить все: и литературу, и преподавательство, чтобы заниматься только фотографией.
В 1949 году Хельмут Гернсхайм
опубликовал книгу "Льюис Кэрролл - фотограф", в которой
собрал воспоминания сестер писателя и его племянников, цитаты из писем и
фотоработы, хранившиеся в семейном архиве Доджсонов. Книга была принята в
обществе неоднозначно. Конечно, публика оценила новость о том, что известный
писатель был еще и талантливым фотографом.
Однако его фотографии
вызвали бурю осуждения и обсуждения. Что в них было не так? И правда ли
что...
Льюис
Кэрролл фотографировал только девочек
Неправда. Он был знаменитым портретистом
своего времени и фотографировал многих известных людей. Сегодня его назвали бы
"модным фотографом", а тогда, в середине XIX века, сняться у него
считали за честь ученые, поэты и писатели, промышленные магнаты, даже члены
королевских семей.
Еще он фотографировал семейные
группы, пейзажи, животных и даже натюрморты. Высокую оценку его творчеству, как
фотографа, дала королева Виктория, которая хоть сама и не побывала
в его объективе, но отмечала, что работы Доджсона доставляют ей огромное
удовольствие.
Эта фотография сделана Чарльзом Доджсоном, 1858 год
Любил
фотографировать детей
Правда. И изменил отношение английского
общества к детской фотографии. До Льюиса Кэрролла детей, конечно,
фотографировали, вернее, делали дагерротипы. Но стоила эта услуга дороже,
чем фотографирование взрослых, так как с ребятней было больше
"возни". Сидеть неподвижно, смотреть в объектив несколько минут, -
все это было мукой для детей, а значит, для фотографов и родителей.
Доджсон же подходил к процессу детской
фотографии творчески и с любовью. Поэтому он быстро стал признанным в
Великобритании детским фотографом. А в его сохранившемся фотоархиве более 80%
снимков - детские.
Гертруда
Дайкс на фото Чарльза Доджсона, 1862 год
Шел на
уловки, чтобы "заманить" моделей в свою студию
Неправда. Никого заманивать в студию ему не
приходилось, потому что слава об удивительном фотографе далеко перешагнула
границы его города. К ему ехали и везли детей отовсюду, чтобы
сделать красивые и необычные снимки. А необычность их была в том, что
фотографии Доджсона получались живыми, а не постановочно-помпезными, как
большая часть снимков той эпохи.
Свои первые кадры он делал на улице
- обычно в Оксфордском парке. Потом он создал полноценную фотостудию на чердаке
своего дома. Она была завалена игрушками, которыми дети с удовольствием играли.
А еще, пока он готовил очередной снимок, он рассказывал своим маленьким моделям
сказки.
Поэтому на его фотографиях у детей
есть эмоции. Они смеются, капризничают, выглядят задумчивыми или печальными
Заставить ребенка смеяться на фото мог только он (Флора Ранкин, 1863 год)
Фотографировал
моделей обнаженными
Правда. И именно этот факт стал причиной
многих спекуляций и обвинений Льюиса Кэрролла в "нездоровом"
отношении к детям. Но эти спекуляции возникли, спустя почти век после смерти
писателя и фотографа.
В веке же XIX, как отмечает
российский литературовед, доктор филологических наук Нина Демурова,
дети в целом и девочки, в частности, не достигшие 14-летнего возраста,
воспринимались асексуальными.
Ни дружба с ними, ни съемка "ню",
ни переписка Льюиса Кэрролла со многими его маленькими друзьями не считалась
преступным деянием и тем более показателем какого-либо психического отклонения.
Его увлечение воспринималось в обществе, как невинная причуда. Тем более что за
более чем 20 лет его работы в качестве фотографа, ни одна из моделей и ни одна
из матерей не обвинили автора в аморальном поведении
Марк Кин, 1863 год (это мальчик, а не девочка. В XIX веке в Англии мальчики до 7 лет носили платья)
Бросил
фотографию из-за стыда перед обществом
Скорее всего, нет. Посвятив фотографии более 20 лет
жизни, он неожиданно оставил свое увлечение и никогда к нему не возвращался.
Исследователи его творчества полагают, что причиной отказа Льюиса Кэрролла от
любимого хобби стала техническая революция в мире фотографии.
Ему нравилось работать "мокрым
коллодионным методом", который и был основным в тот момент, когда он
увлекся фотографией. Спустя 20 лет "мокрую" технологию
заменила "сухая". От автора уже не требовались былая скорость реакций
и точность, оказались ненужными навыки, которые Кэрролл, очевидно, высоко ценил
в процессе работы над снимком.
Искусство фотографии стало проще,
доступнее широкому кругу людей, потеряло налет таинства и загадочности.
Возможно, именно это и заставило Льюиса Кэрролла отказаться от хобби, хотя
однозначного ответа на этот вопрос нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий