ХАЯО МИЯРДЗАКИ И ЕГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

5 января легендарному режиссёру-сказочнику исполняется 78 лет.

Мультфильмы Хаяо Миядзаки любят по всему миру. Его творчество близко и понятно не только поклонникам аниме, но и тем, кто ещё не разучился мечтать и верить в лучшее. Истории Миядзаки чаще всего просты, но буквально в каждой из них есть над чем задуматься и чему поучиться. Ведь режиссёр вкладывает в каждый сюжет личные эмоции и переживания.
1. Человечество обязано заботиться о природе
В первых же своих работах Миядзаки обратился к этой теме. Мир мультфильма «Навсикая из Долины Ветров» находится на грани экологической катастрофы, но люди продолжают конфликтовать друг с другом, не замечая, что уничтожают и планету, и самих себя.
В дальнейшем режиссёр будет неоднократно подчёркивать, что жизнь в мире с природой гораздо важнее сиюминутных забот.
Навсикая из Долины Ветров
Kaze no tani no Naushika
  • Япония, 1984 год.
  • Фантастика, фэнтези, драма.
  • Длительность: 112 минут.
  • IMDb: 8,1.
После того как человечество привело планету к экологической катастрофе, землю заполонили ядовитые леса и огромные насекомые. С ними умеет общаться только Навсикая — наследница Долины Ветров. Но вскоре она оказывается в центре конфликта жадных до власти соседей.
Прообразом заражённого мира стала печально известная бухта Минамата. Туда много лет сбрасывалась неорганическая ртуть, что вызвало массовые отравления людей, живших неподалёку.
Принцесса Мононоке
Mononoke-hime
  • Япония, 1997 год.
  • Фэнтези, приключения, драма.
  • Длительность: 134 минуты.
  • IMDb: 8,4.
Юный принц Аситака убил вепря, одержимого демоном, и сам оказался проклят. Чтобы избавиться от проклятия, он отправляется в опасное путешествие. Аситака невольно становится участником противостояния человека и природы: госпожа Эбоси из Железного города вырубает древний лес, а животные и духи пытаются помешать ей даже ценой своих жизней.
В образе госпожи Эбоси Миядзаки воплотил типичного предпринимателя, который ради заработка готов жертвовать природой и жизнями других. А главный герой выступает миротворцем, призывая жить в мире с природой, хотя сам, возможно, смертельно болен.
2. Нужно верить, что чудеса всегда где-то рядом
Миядзаки не зря называют настоящим сказочником, ведь он часто вплетает фантазию в, казалось бы, будничную жизнь. Автор призывает верить в чудеса, в то, что где-то рядом с нами есть много непознанного. И не нужно бояться открывать что-то новое, даже если поначалу страшно.
Мой сосед Тоторо
Tonari no Totoro
  • Япония, 1988 год.
  • Фэнтези, приключения, семейный.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 8,2.
Маленькие сёстры Сацуки и Мэй переезжают с отцом в деревню. Вскоре они знакомятся с лесным духом Тоторо и его маленькими помощниками. Тоторо хоть и огромный, но очень добрый. Он быстро находит общий язык с девочками, устраивает им экскурсию по лесу, а потом помогает увидеться с заболевшей мамой.
В этом мультфильме тоже прослеживается «зелёная» тема. Тоторо оберегает лес и, похоже, в гневе может быть очень страшным. Но всё же история больше напоминает простую и добрую сказку. Отец героинь тоже относится к духам с большим уважением, так что не только дети верят в чудеса.
3. Взросление не всегда означает бунт
Миядзаки нередко рассказывает и о семейных взаимоотношениях, и о балансе между соблюдением традиций и выбором собственного пути в жизни. И в противовес многим авторам он пытается показать взросление не как бунт против старшего поколения.
Ведьмина служба доставки
Majo no takkyûbin
  • Япония, 1989 год.
  • Фэнтези, комедия, приключения.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 7,9.
Юная Кики растёт в семье учёного и ведьмы. По старой традиции в 13 лет девочка отправляется в другой город, где нет ни одной ведьмы. Там она должна пожить в одиночестве. Кики решает начать собственное дело — открыть службу доставки на метле.
Интересно, что юная ведьма придерживается семейных традиций, хотя не боится добавлять к ним современные элементы. Например, как и положено ведьмам, она носит чёрную одежду. Но при этом повязывает голову ярким бантом.
Унесённые призраками
Sen to Chihiro no kamikakushi
  • Япония, 2001 год.
  • Фэнтези, приключения.
  • Длительность: 125 минут.
  • IMDb: 8,6.
Во время переезда в новый дом Тихиро с мамой и папой заблудились и забрели в пустой городок. Перекусив там, родители превратились в свиней и вместе с дочерью оказались в волшебном мире, которым правит колдунья Юбаба. Теперь Тихиро должна придумать, как снять заклятие.
Здесь юной героине внезапно приходится стать самостоятельной, что часто случается и в реальности. И девочка делает всё, чтобы вернуть родителей к нормальной жизни. Ведь что бы ни происходило, семья — это главное.
4. Нужно всегда следовать за мечтой и заниматься любимым делом
Миядзаки ещё в старшей школе решил, что станет аниматором. Сначала он работал в студии TMS Entertainment, а позже основал знаменитую Studio Ghibli. Но слава к режиссёру пришла не сразу.
Кстати, он с детства увлекался самолётами и другими летательными аппаратами. Именно поэтому в его мультфильмах так много сюжетов посвящено полётам. И даже слово Ghibli — отсылка к названию итальянского самолёта.
Небесный замок Лапута
Tenkû no shiro Rapyuta
  • Япония, 1986 год.
  • Фэнтези, приключения.
  • Длительность: 125 минут.
  • IMDb: 8,1.
Маленькую Ситу преследуют агенты правительства и пираты. Ведь у неё есть Летающий камень, с помощью которого можно отыскать легендарный остров Лапута. Скрываясь от преследователей, Сита встречает юного Падзу из шахтёрского городка. И мальчик решает помочь беглянке.
В основу истории легла одна из частей «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта, где как раз рассказывалось о летающем острове. Конечно, такая сказочная тема, да ещё и связанная с полётами, не могла не привлечь Миядзаки.
Кстати, Падзу в мультфильме неслучайно изображён шахтёром. Так режиссёр выразил уважение бастующим горнякам из Уэльса, которых он встретил, когда искал пейзажи для мультфильма.
Ветер крепчает
Kaze tachinu
  • Япония, 2013 год.
  • Драма, история, биография.
  • Длительность: 126 минут.
  • IMDb: 7,8.
Мальчик Дзиро всегда мечтал о полётах, но из-за близорукости не смог стать пилотом. Тогда он посвящает жизнь конструированию самолётов. Ему приходится пройти через множество разочарований и испытаний. Но его старания будут вознаграждены.
Отчасти эта история основана на судьбе реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Но всё же большая часть биографии героя мультфильма вымышленная. Это просто рассказ о мечте и полётах.
5. Нет ничего страшнее войны
Хаяо Миядзаки — пацифист. Он призывал правительство Японии признать вину за участие во Второй мировой войне, а позже отказался посетить церемонию вручения «Оскара» из-за бомбардировок Ирака, устроенных США. В своих работах он старается показать, что война уродует выживших и даже добрых людей заставляет совершать ужасные поступки.
Порко Россо
Kurenai no buta
  • Япония, 1992 год.
  • Фэнтези, мелодрама, приключения.
  • Длительность: 94 минуты.
  • IMDb: 7,8.
Ветеран Первой мировой войны Марко Паготт разочаровался в людях настолько, что сам частично превратился в свинью. Он работает лётчиком, отгоняя воздушных пиратов от торговых самолётов. Поняв, что не смогут справиться с опытным лётчиком, бандиты нанимают американского пилота, который должен уничтожить Порко Россо — Алого Свина.
Работа над этим мультфильмом шла в то время, когда в Югославии началась война. Именно это и заставило Миядзаки сделать сюжет довольно мрачным, показав озлобленность и агрессию. А финал мультфильма намекает, что спасти людей может только любовь.
Ходячий замок
Hauru no ugoku shiro
  • Япония, 2004 год.
  • Фэнтези, мелодрама, приключения.
  • Длительность: 119 минут.
  • IMDb: 8,2.
Юная шляпница Софи влюбилась в красавца-волшебника Хаула. И вскоре даже попала в его ходячий замок. Но беда в том, что злая Ведьма Пустоши превратила девушку в старуху. Теперь Софи работает у возлюбленного уборщицей, а он в это время пытается остановить войну с соседним государством.
На первый взгляд это просто сказочный сюжет. Но не зря действие происходит в мире, где идёт война. Отчасти автор проводит параллели между трудностями общения главных героев и окружающим миром, где люди тоже не хотят понять друг друга, что порождает ужасные столкновения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий