МАЛЕНЬКИЙ ЧИТАТЕЛЬ


Книга
- это неотъемлемая часть воспиания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Консультация для родителей
«Чтение художественной литературы в старшем дошкольном
возрасте»
Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический            лад.
Детям 5 - 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!
Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии                                       и       прозы.
Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1.          Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит  интерес к   чтению.
2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3.             Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления        от                                              прочтения.
4.     Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью         русского     сказа,                        ритмом                   стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5.     Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении                      нарисованные     словами                                    картины.
6.     Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7.     Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8.     Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9.    Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку    самому                         выбирать                         книги.
10.       С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11.       Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12.     Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
  Маленький Читатель

Когда молодые мамы и папы размышляют, что нужно купить, не забыть, сделать в течение первого года жизни своего ребенка, вряд ли в списках самых важных вещей оказывается книга. Коляска, одежда, подгузники, кроватка - да. Развивающие игрушки - да. Раннее плавание - да. Диски и кассеты с классической музыкой и записями детских песенок - да. Но книги? Нет, о них подумаем через годик-другой. На самом деле именно книга с самого раннего детства очень важна для психического и душевного здоровья каждого малыша.
Чем притягивает книга
Многих, наверное, волнует вопрос - почему дети к определенному возрасту начинают тянуться к книге, чем книга занимает их? Уверена: книга притягательна для маленького ребенка тем, что она задает "работу" и глазкам, и ушкам, и язычку ребенка. Книга доставляет удовольствие от мыслительной деятельности, удовлетворяет две очень важные потребности, противоречивые и желанные одновременно. С одной стороны - тяга маленького человека к неизведанному, постоянный поиск, желание узнать что-то новое. С другой - книга подтверждает стабильность, постоянство мира, в котором живет малыш, ведь книга - величина постоянная, она все время такая же, сколько бы недель, месяцев, лет не прошло. А сам ребенок - "величина переменная", он все время меняется. Каждый раз, когда маленький (и не только маленький) человек берет в руки книгу, он видит в ней что-то новое, чего раньше не видел, - в зависимости от настроения, возраста, состояния здоровья, в зависимости от того, кто и как помогает ему смотреть и читать эту книжку. И одновременно с этим малыш чувствует себя уверенно, когда понимает, что книга осталась такой же, какой была вчера или месяц назад.
Еще один очень важный момент притягательности книжных изданий для детей - эффект "стоп-кадра". У маленького читателя есть возможность остановиться на чем-то, что задело, затронуло какие-то тайные струны души именно в данный момент его жизни. Он может столько раз рассматривать один и тот же рисунок, повторять один и тот же стишок, просить рассказать (может быть, еще не словами, но жестами, мимикой) ту или иную сказку, сколько ему нужно. В этом у книги огромное преимущество перед видеорядом - телевизором, видеомагнитофоном, компьютером. При быстрой смене картинок ребенок становится ведомым, а не ведущим, он не может управлять "процессом" или вообще остановить его для обдумывания, внутреннего рассуждения.
Кстати, именно поэтому специалисты считают, что до 4 лет детям лучше смотреть диафильмы, а не мультфильмы и телепередачи - ведь при просмотре диафильмов есть аналогичный книжному эффект "стоп-кадра". Можно остановить просмотр, задержаться на чем-то важном для ребенка, еще и еще раз вернуться к определенной "картинке". Кроме того, любой "кадр" диафильма - статичен, неподвижен, следовательно, малыш может допридумать дальнейшее действие сам. Так что разыскивайте на антресолях у бабушки или на дачных чердаках старые добрые диапроекторы своего детства!
Что и когда
С одной составляющей книги - текстом - ребенок начинает знакомиться раньше всего. Сначала новорожденный слышит звуки родного голоса мамы, которая напевает тихие колыбельные, нараспев читает пестушки, речитативом проговаривает потешки, прибаутки, песенки. Через богатый фольклорный материал малыш знакомится с ритмом, учится воспринимать словесный образ.
Затем к ушкам присоединяются глазки - грудничок видит книгу с картинками. Самое первое знакомство с книгой происходит, конечно, дома. И очень хорошо, если первые книги своему 2-3-месячному малышу вы сделаете сами - рукотворные вещи дети всегда выделяют из ряда даже самых красочных покупных игрушек и книжек.
В 2 месяца младенец уже может воспринимать черное и белое. Американские ученые (программа "Шаги младенца") советуют родителям сделать книги "Черное в белом" и "Белое в черном". Листы картона сложите "книжкой" и сделайте такие "страницы": на черном фоне белый круг, а в белом круге - черный предмет (слон, бабочка, листочек), и наоборот - на белом фоне черный круг, а в нем - белый треугольник, кружок, квадрат.
К такому зрительному ряду постепенно добавляйте звуковой комментарий - собственный или авторский. Например, "страничку про слона" дополните стихотворением Бориса Заходера: "Больше всех на суше он, очень-очень добрый слон". "Страницу про бабочку" - словами Корнея Чуковского: "Бабочка-красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?" В самом раннем возрасте дети, напомню, прежде всего, воспринимают ритм, интонацию, мелодику маминого голоса.
После 4-5 месяцев малышу необходимы книжки-картинки: купите картонные книжки для самых маленьких, где на каждой страничке крупно, ярко изображен знакомый ребенку предмет (мячик, погремушка, мишка). Никакого текста на странице нет либо только одно короткое слово - "дом", "мяч", "лес". После освоения, детального "прочтения" такой книжки (малыш обязательно попробует ее жевать, сосать, кидать, переворачивать страницы, постарается отодрать загнутый уголочек - все правильно!), начните сопровождать картинки текстом - авторскими стихами, фольклорным материалом, стихотворными произведениями вашего собственного сочинения.
Личную библиотеку юного читателя ближе к году дополните большими картонными книжками с первыми русскими народными сказками - "Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Репка", "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса".
Ориентиры
Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос: какие детские книжки покупать, на что, кроме фольклорного материала, ориентироваться при выборе книг для самых маленьких? Ответ на этот вопрос ищите в воспоминаниях и ощущениях своего детства (а не в оценке детского стихотворения с позиции взрослого человека) - в стихах Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Елены Благининой, Валентина Берестова.
Почему произведения классиков отечественной детской литературы на протяжении многих лет не стареют, любимы и популярны у новых и новых поколений детей? Мы, взрослые, иногда не входим в суть детского стихотворения, мы прагматичны, нам не хватает фантазии, воображения, памяти детства. "Господи, какая ерунда эта "Путаница" Чуковского, почему же мне в детстве так она нравилась?!" - восклицаем мы, читая своему подрастающему малышу. А ведь гениальность наших детских классиков именно в этом - они не играли в детство, не были "взрослыми-которые-понимают-детей". Очевидно, именно этого немножко не хватает современным детским писателям - Андрею Усачеву, Тиму Собакину, Михаилу Яснову, Роману Сефу, Владимиру Степанову, чьи книжки тоже совсем неплохо иметь на полке в детской.
Наверняка вам в руки попадут книги и других авторов, но, прежде чем купить книгу для своего ребенка, обязательно прочитайте пару страничек, оцените содержание в целом (сюжет и качество литературы) и соотнесите с возрастом своего малыша. Как оценивать иллюстрации в детской книжке и зачем это нужно - чуть ниже.
Если вы заметили, разговор идет только об авторах стихотворных произведений для малышей. Почему? Потому что доказано, что дети до полутора-двух лет лучше воспринимают зарифмованные строчки, чем прозу. Время волшебных сказок, увлекательных историй и познавательных рассказов впереди.
Не бойтесь непонятного
Порой родители удивляются "странностям" фольклорного сказочного и поэтического материала: кажется, что маленький ребенок не сможет "переварить" все эти непонятные даже взрослым слова, вышедшие из употребления выражения. Но не надо забывать, что фольклор - это детство человечества, то есть возраст народа, который соответствует возрасту вашего малыша. Во всем мире, а не только в России, детям фольклорный материал ближе и понятнее, чем взрослым.
Аналогичной оказывается ситуация с произведениями некоторых авторов, например, Даниила Хармса - на мой взгляд, гениального поэта, гениального психолога, гениального педагога. Многие родители, да и педагоги считают, что Хармс непонятен дошкольникам. На самом деле это как раз та одежка, которая маленьким детям впору. Постоянная игра слов (что это, как не гимнастика для ума?), яркие образы, необычность сюжета, перевертыши - даже самые крохотные малыши любят Хармса. Ничего не объясняйте, не бойтесь непонятных моментов - если ребенок слушает с удовольствием, продолжайте читать.
О картинках
Как мы, взрослые, выбираем книги? Либо "реагируем" на автора, либо - на красивую, привлекательную обложку. Но что такое "красиво", что такое "искусство"? Сейчас беда: выпускается очень много известных и любимых всеми детских книг, мамы "видят" автора и покупают издание с совершенно негодными картинками. Если вы никогда не использовали свой жизненный опыт и вкус для "художественной оценки" детской книжки, в книжном магазине попросите показать одно и то же произведение, но с разными "картинками". Сравнили? Наверное, теперь понятно, почему малышей привлекают иллюстрации В.Конашевича, И.Билибина, В.Сутеева, В.Лебедева, Е.Рачева, Н.Радлова.
На прилавках сегодня богатый выбор так называемых "диснеевских" книжек. К сожалению, большинство таких изданий сделаны в стиле "а-ля Дисней", что является достаточно жалким подражанием, а вовсе не авторскими иллюстрациями. Это примитивные рисунки, а не современная "детская иллюстративная живопись, которая так понятна малышу", как многим родителям кажется.
Надо хорошо осознавать, что, давая маленькому ребенку в руки книжное издание, мы воспитываем привычку работать с книгой - перелистывать страницы, рассматривать картинки, повторять, проговаривать отдельные слова, потом предложения, четверостишия. Привычка к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы.
Во многих современных западных изданиях (особенно познавательных, развивающих) в качестве иллюстративного материала используются не "картинки", а фотографии. Это неплохо. Одно другому не противоречит. Здесь та же ситуация, что и с текстами. У малыша параллельно присутствуют два желания: увидеть что-то реальное, что есть в жизни (фото), и, с другой стороны, увидеть то же самое, знакомое, но на "картинке", угадать в этом нарисованном корову, мышку, солнышко. Чувствуйте меру: нельзя "держать" малыша только на книжках с фотографиями и не надо читать книги только одного автора с иллюстрациями одного полюбившегося художника. Разнообразие - это всегда хорошо! Так, на Западе над современной детской книжкой работает целая команда - физиологи, педагоги, психолингвисты, психологи, социологи. Поэтому каждая книга решает разные задачи - одна развивает память, интеллект, учит сопоставлению, узнаванию цвета; другая - развивает литературно-художественный вкус.
Такие разные книжки
Первые книжки могут быть с "окошками", вырубками, прорезями, они могут "пищать", "петь" или издавать иные приятные звуки. Такие книжечки делают, используя самые разные материалы: ткани, пластик, нитки, фольгу и т.п. "Не бумажные" вставки (обычно в виде шерстяного хвостика у собачки, облачка из шелка, выпуклого резинового мячика) "подкрепляют" зрительное впечатление от картинки тактильным и звуковым. Различные "дырочки" и "выпуклости" приятно трогать и гладить пальчиками, к тому же они развивают координацию движений кисти и руки, а также учат глазки "работать" одновременно с пальчиками.
Книжечки с прорезиненными страницами можно "читать" в ванне, на мягкой книжке-подушке (со страничками, куда вшит синтепон) - сладко спать в кроватке или в автомобиле.
Книжки-лото для самых маленьких делятся на два вида: одни сделаны на пружинке (надо составить единый ряд из двух или трех частей, например, подобрать малышей-детенышей к их мамам-животным), другие - с прорезями и картонными "колесом", пальчиком двигая которое, нужно подставить соответствующую картинку на каждую страничку. Такие книжки хороши для ребят старше двух лет, но если вы их уже купили - не беда. Читайте их малышу сами, а потом убирайте в недоступное место, чтобы ребенок это книжку не "зачитал до дыр" раньше времени.
Как хранить
Все детское книжное богатство с самого раннего возраста требует правильного хранения и размещения, что целесообразно и в плане гигиены, и в плане воспитания. Лучший "антиаллергенный" вариант - закрытые книжные полки или нижние полки шкафов с дверцами. Но понятно, что он не очень приемлем для малышей первых двух лет жизни… Ведь очень важно, чтобы ребенок не только знал, где находятся его любимые книжки, но и сам мог взять их в любой момент. Поэтому удобно размещать книжки по какой-то системе - например, все картонные "книжки-малышки" в невысокой коробке из-под детских ботинок (кстати, старшие дети вполне могут ее обклеить разноцветной бумагой или пленкой), книжки другого формата поместите в картонные или пластиковые "разделители" (продаются в магазинах канцтоваров для офиса).
Можно пойти по-другому пути - использовать пластиковые ящики на колесиках разного цвета, куда "складировать" книжки по содержанию: сказки в красный ящик, книжки о животных - в синий, детские энциклопедии и познавательную "литературу" по возрасту, в том числе и издания с наклейками - в желтый. Если для размещения детских книг вы используете одну большую книжную полку, "разделите" ее на несколько секторов с помощью красочных картонных "закладок".
Во многих семьях бывают книжки "для кухни" (если ребенок часто играет в высоком детском стульчике, пока мама готовит обед), "для ванны", "для транспорта", "для поликлиники". При таком варианте опытные родители обычно учитывают формат, материал изготовления издания и его тематическое содержание.
Незаменимое лицо
Часто нам кажется: да какая разница, какие стихи и иллюстрации, хорошие или не очень, попадают в руки нашим совсем маленьким детям - они же потом этого не вспомнят! Есть ли смысл обращать такое большое внимание на временное, преходящее? Оказывается, есть! Мы можем забыть грамматическое правило, но напишем слово правильно, без ошибок. Так же и здесь: если с раннего детства воспитывать малыша на хороших книжках, он потом просто сможет отличить лучшее, выделить из массы других, сможет сразу от чего-то отказаться.
Классик сказал: "Поговорим о читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель - лицо незаменимое". В силах родителей сделать это лицо тонким, умным, добрым, чутким. А помощником станет по-настоящему хорошая книга.
Постскриптум, или Три спорных вопроса для обсуждения
Материал, который вы только что прочитали, довольно долго ждал своего часа. К сожалению, моя собеседница Елена Михайловна Кузьменкова (бывший главный библиотекарь Республиканской детской библиотеки) уже ушла из жизни... А в нашей семье подрастает уже третий малыш, и вопросов "про детские книжки" меньше не становится. За последнее время мне встретилось несколько мнений, которые несколько противоречат тому, о чем говорилось выше.
Поспорим?
Ребенку до трех лет книги не нужны, так как они для него, прежде всего, игрушка, а не источник информации. Самое важное для детей первых лет жизни - это навыки непосредственного человеческого общения, прежде всего с мамой. Малышу нужно не книжки читать, а общаться глаза в глаза, без посредников (книжка ведь тоже является посредником) - играть, петь песенки, рассказывать сказки, чуть позже - истории из жизни семьи, акцентируя внимание ребенка на фотографиях прабабушек-дедушек. Книга - это всегда чужой опыт, а воспринимать и понимать жизнь нужно через свой собственный
Резиновые книжки для ванны, мягкие книжки-подушки, книжки-игры и тому подобное - бесполезные, скорее, даже вредные вещи. Малыши могут привыкнуть воспринимать книгу как игрушку, и когда подрастут, возможно, будут с книгой играть, а не читать. К тому же совсем маленькие дети обычно не читают книжку, а рвут ее и грызут… Зачем им книжки?
"Бумажный формат" как способ передачи информации, мыслей и эмоций отживает свой век. И нет ничего страшного в том, что дети с очень раннего возраста имеют возможность воспринимать информацию любого плана иначе - посредством компьютерных развивающих программ, телевидения, Интернета.

                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий