ТАТАРЫ ГОРОДА ИВЬЕ

Ивьевские татары
 Ивье считается татарской столицей Беларуси. Здесь проживают около 600 человек татарской национальности, а это одна из крупнейших (точнее, вторая после Минска) татарская община на Беларуси. История поселения татар на белорусских землях очень давняя и насчитывает уже более 600 лет. Известный ученый Ефимий Карский, будучи большим знатоком белорусской истории, культуры и этнографии, в своей книге "Труды по белорусскому языку и другим славянским языкам" писал о том, что татары-магометане появились на белорусских землях уже в начале XIV столетия, появились частично добровольно, а частично - из пленных крымских и других татар. Появление первых татар на Беларуси приходится на время правления великого князя литовского Гедимина. История хранила сведения о том, что, завоевав земли Киевской Руси, князь Гедимин двинулся со своим войском дальше, в направлении на юго-запад, но неожиданно столкнулся с кочевыми племенами татар и кипчаков. Великому князю пришла такая мысль: использовать воинственных кочевников как защитников границ Белорусско-Литовской державы. Ведь татары считались отличными воинами - конниками, о них совсем не зря говорили, что они рождаются и вырастают в седле. Князь Гедимин пригласил татар на службу в свое войско. Великие князья литовские Ольгерд и Кейстут уже не ограничивались использованием татар только в качестве защитников границ, но и приглашали их к участию в своих походах против тех же рыцарей-крестоносцев. Возвратившись со службы, татары получали права оседлости в границах Великого княжества Литовского, вблизи городов и замков. Миролюбивые отношения с татарами было и у великого князя Ягайлы. Когда в 1380-м московский князь Дмитрий пригласил его в поход против хана Мамая, то вместе с Ягайлой на поле Куликово направилось несколько татарских полков. Особенно энергично и решительно взялся за татарский вопрос великий князь литовский Витовт. В его планы входило расширение татарских осад как в центре, так и на границах державы. Через них Витовт стремился создать широкую военизированную социальную прослойку. Тысячи пленных привел он в свою державу после похода на Золотую Орду в 1397 г. Спустя год, в 1398-м, возвращаясь из похода на Крымские орды, Витовт привел с собой несколько десятков семей караимов (хазары иудейского вероисповедания), которых поселил в своей резиденции в Троках, откуда в течение времени они расселились в Вильню и Паневежис. В 1410 г., во время битвы народов под Грюнвальдом, на стороне князя Витовта против крестоносцев выступали со своими полками сыновья хана Тохтамыша - того самого, что некогда сжег Москву. Командовал ими прославленный татарский полководец султан Джелад - эддин. От его конников крепко досталось крестоносцам. От сабли хана Богардина погиб последний магистр ордена крестоносцев Ульрих фон Юнгинген. Переселение татар из Крыма на земли Беларуси продолжалось в течение всего XV столетия. Великие князья литовские Казимир Ягеллончик, Александр, Сигизмунд I расширяли татарские осады, усиливали их путем наделения новыми землями. В 1561 и 1568 гг. Сигизмунд Август выдает татарам привилеи на шляхетство. Позднее эти привилеи подтверждали Стефан Баторий (1576 г.), Сигизмунд III (1608 г.), Владислав IV (1634 г.). Во время правления Сигизмунда Августа была проведена перепись татар Литвы, а также им дается разрешение на брак с христианским населением. Получив шляхетство, татары начинают принимать белорусскоязычные имена и фамилии. Обладая шляхетскими привилеями, потомки ханов и начальники войск со временем переходили в разряд феодалов. Остальные же становились простыми земледельцами, занимаясь огородничеством, или пополняли ряды ремесленников в городах и местечках. Там они занимались выделкой шкур, медничеством, торговлей. Селились татары-ремесленники отдельным обществом на улицах-концах, создавая слободы или предместья. В XVI вв. на землях Великого княжества Литовского проживало около 40 тысяч татар, столетием позже - уже свыше 100 тысяч. На сегодняшний день в Беларуси проживает свыше 10 тысяч представителей татарской национальности. Родной татарский язык они уже утратили, но некоторые знают арабский - надо же уметь читать священную книгу Коран. Иные богослужебные книги татары перевели на белорусский язык, но сохранили при этом арабское письмо. Так появились китабы - написанные арабской вязью священные писания. Татары хоть и забыли родной язык, но вере предков остались верны - и сегодня белорусские татары исповедуют ислам. В Беларуси действует сейчас 5 официальных мечетей, (Ивье, Новогрудок, Ловчицы, Слоним, Смиловичи), а самая старая из них находится именно в Ивье. История здешней татарской общины восходит к концу XV столетия и теснейшим образом связана с именем великого князя литовского Витовта. Ивьевские татары, вознося свои молитвы Аллаху, до сих пор именуют его “высокородным Батальдом". Предков ивьевских татар князь Витовт привел сюда с берегов Лукоморья-Приазовья - после одного из своих походов на Азов. Пленники оказались верными слугами и были вознаграждены князем Витовтом. За помощь в Грюнвальдской битве он отдал татарам урочище Муравщизна, которое располагалось немногим более километра от ивьевского замка. Так зародилась община. А вот свой собственный храм - мечеть - у здешних татар появился значительно позднее. В XVI - начале XVIII столетия разрешение на сооружение мечети давал лично сам великий князь литовский по согласованию с католическим епископом местной диацезии. Ну, а например, виленский епископ разрешил татарам строить мечети только деревянные, "убогiя, невялiкiя". Кроме того, культовые сооружения "басурманаў" и других "неверных" временами подвергались разгрому и уничтожению. Виленский епископ Бенедикт Война вообще не разрешал татарам в период с 1600 по 1619 гг. ни строить, ни ремонтировать мечеть. Аналогичное положение было и в отдаленных от столицы местах. Все преграды на законодательном уровне были ликвидированы только в 1768 г. Принятая тогда конституция разрешала ремонтировать старые мечети, а конституция Речи Посполитой 1775 г. - строить мечети как в собственных владениях, так и в королевских. После присоединения земель Беларуси к Российской империи дело о строительстве и ремонте мечетей приходит в упадок. Указ от 23 августа 1756 г. разрешал открывать магометанские приходы только там, где количество масульман - мужчин достигало 200 человек. Указом от 2 августа 1870 г. запрещалось строительство мечети без предварительного подсчета верующих. При таком положении дел стоит ли удивляться, что ивьевские татары, по свидетельству С. Кричинского, долгое время молились по стодолам (гумнам). Для совместной молитвы они вынуждены были собираться в обычном, хотя и просторном, амбаре. И лишь в 1882 г. (по другим данным - 1884 г.) тогдашняя владелица Ивья графиня Эльвира Августовна Замойская дала добро на воздвижение мечети и даже подарила татарам нужное количество местной древесины. Считается, что таким образом графиня Замойская отметила заслуги татар, как отменных земледельцев-огородников и кожевенных дел мастеров. А доброе дело, как известно, сто лет помнится - до сих пор на стене мечети висит мраморная доска, рассказывающая о добром поступке графини Замойской. Поначалу здание мечети не особенно выделялось среди окружавшей его застройки, так как не было завершено. Лишь в 1922 г. татары-эмигранты прислали в Ивье из США 500 долларов, на которые в мечети были достроены минарет и галерея. Особенностью мечетей Беларуси, Литвы (ивьевской - в том числе) является разделение их внутреннего пространства на 2 части: мужскую и женскую. В странах мусульманского Востока такое разделение отсутствует: там придерживаются строгих устоев, и женщин в мечети вообще не допускают - они молятся дома. В стене, разделяющей женскую и мужскую половины, сделано широкое окно, закрытое зеленым шелком — муслином. Женщины, таким образом, на своей половине только слышат, как идет служба. Над всеми дверями в рамке под стеклом надпись: "Нет бога кроме Аллаха, пророк божий Мухаммед". Богослужение проводится в основном зале мечети на мужской половине. Первые мечети своими михрабами были ориентированы на Иерусалим. Но в 623 г. пророк Мухаммед, основатель ислама, распорядился молиться лицом к Мекке. С одной стороны, чтобы подчеркнуть самостоятельность ислама как религии, с другой - подчеркнуть и повысить авторитет святых ислама. Ведь Мекка - это религиозный центр ислама всего мира. Там находится главный исламский храм - Кааба, сооруженный в форме куба из камня. "Кааба" в переводе с арабского означает "куб". В стену главного исламского храма вделана главная святыня всех мусульман - "черный камень", метеорит, упавший с неба в незапамятные времена. Учитывая особую роль города Мекка в исламском мире, все мечети своими михрабами обращены именно в сторону Мекки. Ивьевская мечеть - не исключение в этом плане. Возле входа на стене - ковер с изображением мечети с тремя минаретами. Рядом - наследственный акт Шабановича Бекира Яковлевича, который в пользу мечети отписал луговые угодья. Тут же и мраморная доска в честь фундатора мечети - графини Замойской. В верхней части стены, разделяющей мужскую и женскую половины мечети, устроен балкон-галерея с выступающей вперед центральной частью. Это - место муэдзина (заместителя имама). Там же располагается и приходящая на богослужение молодежь. Участвовать в богослужении в мечети имеет право только тот, кто умеет по-арабски читать Коран. Богослужения (намазы) проводятся в основном в дневное время, с 12 до 14 часов, однако во время поста проводятся вечерние и ночные намазы. Выделяются важные богослужения - гужель, и менее значительные - абдест. На богослужение правоверных созывает муэдзин. Этот его призыв к молитве именуется азан. Идя на молитву в мечеть, нельзя смотреться в зеркало и нужно избегать встречь с женщинами и домашними животными. При входе в мечеть нужно обязательно снять обувь и покрыть голову. Молиться надо сидя «по-турецки». Для слабых и старых людей в мечети есть стоящие вдоль ее стен лавки. Молитвы читаются на протяжении всей службы. После чтения традиционных сур Корана хором поют отдельные молитвы (зикр), которые прославляют предков и пророков, в том числе - Мухаммеда и Иисуса. Днем богослужения в мечети является пятница. Помимо мечети татары в Ивье имеют и свое кладбище - мизары. Их 3 (два из низ - старые, там сегодня уже никого не хоронят). Одно кладбище - действующее, самые ранние захоронения на нем датируются началом XX столетия. На могильных камнях и плитах выбиты исламские полумесяцы и надписи на двух языках - арабском и русском. Рядом с восточными именами соседствуют типично белорусские фамилии. На современных надгробиях кое-где высечен еще один символ татарских семей - поникшая веточка ивы, с листьев которой капают слезы — росинки. Татарская община и их мечеть в Ивье сегодня широко известны за пределами Беларуси. Мечеть - единственная, которую власти не закрыли в богоборческие советские времена. Сегодня ивьевская мечеть часто принимает гостей - мусульман из Турции, Ливии, Марокко и других стран. Сюда на молитвы приезжают студенты-мусульмане из разных белорусских вузов. Частые гости здесь и простые туристы, которым интересно познакомиться с мусульманскими обрядами и традициями. И все они увозят самые добрые и теплые воспоминания об удивительном белорусском городке с названием Ивье, о городе, едва ли не единственном в Беларуси, где чудным образом переплелись острые углы татарских построек и мягкие линии католических. Где, казалось бы, такие разные, иудеи, мусульмане, католики, православные, вдруг оказываются так поразительно похожи друг на друга. Пестрота национального состава рождала особый уклад жизни. Христиане святым днем считали воскресенье, евреи - субботу, мусульмане - пятницу… Это было привычным - ведь жили вместе. И "гонор" каждой национальности впитывал в себя как черту основополагающую - уважение, проявление достоинства к людям другого вероисповедания. Ибо опирались не на спорное, а на то общее, что есть в их верах. В. ГУЛИДОВА.
Читать полностью: http://ivyenews.by/novosti/obshchestvo/item/227-ivevskie-tatary.html

Белорусские татары: Ивье как маленький Стамбул
В самой большой татарской общине Беларуси только в нескольких семьях носят хиджабКоран- традиционная книга
В татарской слободе города Ивье (ее еще называют Муровщизной) прошло мое детство. И хотя татары уже давно не селятся обособленно, но так получается, что большая их часть живет именно в этом районе. Который, впрочем, сейчас ничем не отличается от других уголков города. Сразу не скажешь, где живут татары, а где - белорусы. И если меня, почти здешнюю, высокий минарет местной мечети ничуть не удивляет, то у нашего фотографа такое соседство традиционных белорусских хат и мусульманского храма вызывает искреннее недоумение. Кстати, во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом.
Мечеть, как и костел, видна почти с любой точки Ивья
Ивье находится примерно на половине пути из Минска в Гродно. Если свернуть с трассы М6, то еще километров 6 - 8 - и мы на месте.О том, что Ивье - город необычный, понять можно уже на въезде. Почти в каждом огороде - огромные теплицы, где в сезон местные жители выращивают помидоры. А начиная примерно с февраля - салат, лук, редиску. Еще лет 20 назад такие теплицы можно было увидеть только у татар, сейчас же и белорусы переняли премудрости огородного дела у своих мусульманских соседей.
Такие огромные теплицы - не редкость в Ивье
Татары на белорусских землях появились чуть более 600 лет назад. Нет, они не пришли к нам с войной и потом остались. В 1397 году великий князь Витовт пригласил умелых татарских воинов охранять границы Великого княжества Литовского. И так хорошо они служили, что правители щедро наделяли их шляхетскими титулами и дарили землю. Татары же до сих пор в своих молитвах именуют князя, пригласившего их на свои земли, Витовтом сильным или Витовтом-заступником.Со временем татары настолько сжились со своими соседями, что даже татарские фамилии стали звучать сначала на польский, а потом на белорусский лад: Абрамовичи, Адамовичи, Богдановичи, Вороновичи, Гембицкие, Ждановичи, Казакевичи, Радкевичи, Радлинские, Щуцкие, Якубовские, Ясинские… Да и внешне не всегда можно определить, что перед тобой представитель татарского народа - смешанные браки в Ивье не редкость. Вот стоит перед тобой такой типичный белорус. А он Мустафа!И живет этот Мустафа в простом сельском доме. Быт, по большому счету, уже с XIX века ничем не отличался от быта белорусского селянина. В этом мы смогли убедиться, придя в гости к татарской семье Шабановичей.
Ивье - пример веротерпимости и добрососедства. Тут в мире согласии уживаются христианская и мусульманская религии
НИКАХ, АЗАНИВАНИЕ ДЕТЕЙ - ПРИВЫЧНЫЕ ОБРЯДЫ
Якуб Мустафович Шабанович - один из старейшин местной общины, в свое время был и председателем местного колхоза, и трактористом, и рабочим, и вместе с отцом кожевничал.
Якуб Мустафович и Амиян Якубовна живут вместе уже более 50 лет
Простой добротный деревянный дом, сени, обычная печка, привычный телевизор. «Красный угол» в комнате, где вместо христианских икон - изображенные на листах бумаги суры из Корана.
- Имена у нас простые - Яков, Мустафа, Аминя, Айша, Алия, Ибрагим, - улыбается Якуб Мустафович и проводит нас по дому. Его жена Аминя Якубовна идет следом.
- А как вы познакомились? - спрашиваю, рассматривая старые фотографии.
- А мы не знакомились. Родители сговорились - и все.
- Почему так? Приданое было большое? - удивляемся мы.
- Ну, какое там приданое: одежду свою принесла - и все. После войны очень болела мама, надо было работать, а мы с братьями не справлялись.
- Так вам выбрали помощницу?
- И помощницу, и спутницу жизни. Так и привыкали друг к другу, обживались вместе уже.
- А свадьбу как играли?
- Дома. Родственники собрались. Простая деревенская свадьба.
Оказывается, татарская свадьба мало чем отличается от привычной белорусской. Однако вместо венчания главным религиозным обрядом становится никах - в переводе с арабского «договор». Этот обряд проводится в мечети: мулла наставляет молодых перед совместной жизнью, благословляет их и подписывает свидетельство о браке, которое сейчас уже не имеет юридической силы, но, как и венчание, очень важно для верующих людей.
Якуб Мустафович и Аминя Якубовна прожили вместе больше 50 лет, вырастив троих детей. Кроме воспитания своих собственных сыновей Якуб Мустафович участвовал в судьбе многих татарских детей в Ивье, ведь старейшины, которые знают молитвы на арабском, обязательно принимают участие в азанивании детей. Выглядит обряд достаточно просто: над младенцем читают определенные молитвы. Все действо происходит дома во время очередного будничного купания новорожденного. Иногда при азанивании ребенку дают второе имя, а община собирается на подарок, потому что в жизни маленького мусульманина наступает очень важный период.
Подрастая, татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с другими учатся в обычной средней школе и в гимназии. Хотя еще до войны, как рассказывает Якуб Мустафович, в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку.
Может быть, из-за отсутствия специализированных учебных заведений, ивьевские татары практически не знают татарского языка. И только единицы хорошо знают более сложный арабский, на котором в основном издается духовная литература.
ТАТАРЫ СЛАВЯТСЯ СВОИМИ СЛАДОСТЯМИ, А ХИДЖАБ НОСИТЬ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ
Один из таких знатоков - имам Ивьевской мечети Адам Радецкий, который стал недавно духовным лидером местной общины. Для имама служение в мечети - своеобразная общественная нагрузка, потому что денег за это он не получает.
 Возглавляет татарскую общину в Ивье молодой учитель - Адам Радецкий
- Сейчас у нас идет священный месяц Рамадан, чрезвычайно важный период для каждого мусульманина, когда соблюдается строгий пост. Он отличается от похожего христианского поста тем, что есть и пить можно только после захода солнца. Конечно, летом очень сложно соблюдать все правила, но у нас в общине есть люди, которые полностью держат пост. Наш молитвенный день - это пятница, тогда обычно в мечети собирается порядка 50 - 60 человек, а когда проходят большие праздники, а это происходит раза три в год, то в мечети буквально негде яблоку упасть.
Татарское кладбище находится всего в 300 метрах от мечети. Оно называется мизар
- Скажите, а татарские женщины должны ходить в хиджабах?
- Нет, у нас же не мусульманская страна. Кто как хочет, так и ходит. Есть несколько семей, которые придерживаются более строгих правил, там женщины ходят в платках и длинных юбках.
Праздники татары отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых, а значит, уважаемых людей, община подготавливает своеобразный сухой паек, в который входит крупа, сладости, в том числе и традиционные для татар.
Национальные татарские блюда готовят тут в большей степени на праздники - курбан-байрам, ураза-байрам, сабантуи. Тогда ивьевские татары готовят и традиционные открытые пироги, и мясные наваристые супы, и так называемый перекочевник - тесто раскатывается тонко-тонко и соединяется с мясной или сладкой начинкой. А в повседневной жизни готовят пельмени. Но не такие, какие мы привыкли видеть, а большие, похожие на манты, с говядиной или бараниной.
Интерьер мечети не сильно поменялся за последние столетия
Моя татарская подруга с удовольствием рассказывает о том, что главные и самые яркие воспоминания у нее связаны именно с большими «посиделками» общины. Тогда она готова была отдать все, что угодно, за традиционный для татар десерт - гальму. Вкуснейшую гальму из своего детства помню и я. Хотя, на первый взгляд, рецепт прост - мука, мед и масло. Все это варится, остужается, затем нарезается ромбиками и раздается в общине и соседям.
- А почему ты сама сейчас не делаешь эти сладости? - спрашиваю у подруги.
- Не знаю, наверное, потому, что национальные традиции так и остались для нашего поколения где-то в детстве, - говорит она и мечтательно продолжает: - Я бы хотела съездить в Стамбул, где по-настоящему смешано много культур, Запад и Восток, посмотреть, как живут там вместе люди разных национальностей.
А мне подумалось - зачем куда-то ехать? Ведь белорусское Ивье - само по себе маленький Стамбул…
КСТАТИ
Столетия назад центрами татарской культуры на территории Великого княжества Литовского были Тракай и Ивье. Сейчас на территории бывшего ВКЛ живут около 25 тысяч татар. 10 тысяч раскиданы по Беларуси. Община в Ивье насчитывает около 800 человек.



Комментариев нет:

Отправить комментарий